ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИНИЯ: По пути развития


Фактически в 2006 г. начал в полной мере реализовываться переход от политики стабилизации к политике развития. В бюджете появился инвестиционный фонд. Осуществляются приоритетные национальные проекты. Решен вопрос с долгом Парижскому клубу – в результате закрыт вопрос, который в свое время серьезно ограничивал государство в проведении самостоятельной экономической политики.

Эти факты, безусловно, говорят о новом этапе, новых возможностях для страны и для всех ее граждан. Но чтобы такие возможности стали реальностью, стабилизационной политики явно недостаточно. Мы можем и должны сделать больше, не занижая собственных ресурсов и не пренебрегая собственными задачами.

С чем мы подошли к сегодняшнему моменту? За последние семь лет в России сохраняются высокие темпы экономического роста. В среднем они составляют около 7% ежегодно. Реальные – “очищенные от инфляции” – доходы населения растут ежегодно с темпом в среднем в 10–11%. Результаты хорошие по сравнению с другими странами и в то же время недостаточные. Они говорят не только о возможностях страны, но и о необходимости искать более эффективные механизмы их реализации.

Об этом же говорит и динамика снижения инфляции. По итогам первого полугодия она почти на два процентных пункта ниже, чем в аналогичный период прошлого года; ожидается существенное снижение и по итогам года. Это тем более ценно, что такая динамика достигается на фоне значимых бюджетных расходов, направленных на модернизацию здравоохранения, образования, ряда производственных отраслей. Мы видим, что снижение инфляции оказывается связанным не с жесткими ограничениями, а с четким планированием финансовой политики, с проектами развития потенциала страны.

Перспективы связаны с расширением платежеспособного спроса для ускорения экономического роста, а главное – для изменения его качества, развития несырьевых отраслей, малого и среднего бизнеса и в целом диверсификации экономики. Это важнейшие задачи, которые стоят сегодня перед российской экономикой. Тем более примечательно, что они решаются в том числе мерами социальной политики за счет модернизации социальной сферы. Такая стратегия – наглядное доказательство непротиворечивости задач экономической и социальной политики. Вложения в человеческий потенциал, которые делает государство, дают мощный стимул к росту производства, и это уже не теория, а факт.

Показателем развития отечественного бизнеса становится капитализация фондового рынка. Последние годы российский рынок ценных бумаг рос высокими темпами. Причем если раньше на нем присутствовали в основном лишь предприятия энергетического сектора, то сейчас там все активнее работают компании из других секторов – телекоммуникаций, металлургии и АПК.

Крупнейшие российские корпорации постепенно входят в элиту мирового бизнеса – и по капитализации, и по степени своего влияния на глобальные процессы. Ситуация вокруг слияния компаний “Северсталь” и Arcelor лучше любых слов доказывает: конкуренты не собираются уступать им место под солнцем. И все же они расширяют свои позиции. Это свидетельство силы российской экономики, перспектив отечественного бизнеса.

Все эти достижения появились не сами по себе. Они стали результатом государственной политики, направленной на создание условий для развития предпринимательства. Достаточно вспомнить, что за последние несколько лет налоговая нагрузка на экономику у нас существенно снижена – до 34–35%. Для сравнения: в Западной Европе аналогичный показатель на 4–5 процентных пунктов выше.

Приоритеты дальнейшего развития понятны. Среди них продолжение снижения налоговой нагрузки, а также повышение стимулирующей роли налогообложения. При этом сама налоговая система должна стать более стабильной. Да и в целом стабильность законодательства является реальной потребностью экономики. Общество и бизнес не могут жить в условиях постоянных перемен. Здесь нужен разумный консерватизм.

Жизненная необходимость для России – борьба с коррупцией и снижение административных барьеров. Данную задачу следует рассматривать комплексно как необходимость повышения эффективности государственного управления. Решить проблему можно, только увеличивая роль законодательных актов прямого действия, только обеспечивая прозрачность действий органов власти.

Нельзя обойти вниманием столь важный для развития экономики вопрос, как развитие инфраструктуры. Сегодня отсутствие коммуникаций, невозможность обеспечить новые или модернизированные производственные мощности энергией, слабость дорожной сети являются очень серьезным тормозом в развитии хозяйства страны. Президент обращал внимание на то, что 5% ВВП в год страна недополучает только из-за отсутствия возможности подключения предприятий к электроэнергетике. За этой цифрой стоят конкретные примеры неполученных инвестиций. То же развитие лесной отрасли: есть случаи, когда, чтобы поставить очень маленький заводик, оборудование которого стоит около 1,5 млн руб., за подключение к сетям нужно заплатить вдвое больше.

Подобные примеры достаточно красноречивы. Необходимо, чтобы все предприятия имели возможность подключаться и пользоваться инфраструктурой на равных, ясных и разумных условиях. При этом государство не только должно создавать такие прозрачные условия для функционирования соответствующих секторов, но и прямо участвовать в их модернизации.

В сфере инфраструктуры весьма эффективны совместные действия государства и бизнеса, частно-государственное партнерство. Предприниматели могут найти здесь применение своим силам, и везде, где это возможно, приоритет должен быть отдан частным инвестициям.

Место России в мировой экономике будет во многом определяться нашей отраслевой политикой. Сегодня мы видим целый список секторов, где Россия в полной мере может реализовать свой потенциал. Это прежде всего высокие технологии: современная энергетика, космос, информационные технологии, нанотехнологии. Это, кроме того, такие традиционные, но в то же время весьма перспективные отрасли, как сельское хозяйство, транспорт, строительство, глубокая переработка леса. Данный список не является исчерпывающим, однако он дает представление о наших реальных возможностях.

Разумно было бы закрепить основы подхода государства к развитию экономики законодательно. Тем самым государство подаст четкий сигнал частным компаниям: здесь есть перспективы, здесь есть место как для крупнейших компаний, так и для среднего и для малого бизнеса.

Такой сигнал со стороны государства необходим. Необходим бизнесу, который зарабатывает деньги. Необходим гражданам, заинтересованным в доступных и качественных товарах и услугах, в возможности работать и реализовать собственный потенциал. Необходим самому государству, будущее которого может строиться только на целенаправленной политике развития.