Отложенные IPO


Спад на рынке IPO обычно характеризуется тремя этапами. На первом компании соглашаются снижать цены под давлением инвесторов, не желающих платить более высокие цены. Этот этап начался в конце мая, и на прошлой неделе американский инвестиционный банк Cowen Group был вынужден снизить цену размещения в ходе IPO на 16%. На втором этапе компании откладывают или отменяют размещения; эта тенденция начала набирать силу в июне, но пока сложно сказать, сохранится ли она в текущем месяце. Пока в июле компании отложили или отменили 14 первичных и одно вторичное размещение акций. Среди отказников – представители разных секторов, в том числе французская биотехнологическая компания Diatos, американская сеть ресторанов Gordon Biersch Brewery Restaurant Group и британская Fleming Family & Partners (FF&P), которая отложила IPO фонда инвестиций в российскую недвижимость. FF&P намеревалась привлечь $300 млн за счет размещения акций фонда на Рынке альтернативных инвестиций – площадке LSE для небольших и новых компаний; теперь компания планирует IPO фонда на конец этого – начало следующего года.

По данным исследовательской фирмы Dealogic, в июне в мире было отложено или отменено 31 первичное размещение акций. Это самый высокий показатель с марта 2001 г. Среди компаний, которые не довели до конца процесс IPO, – российская “Копейка”, отложившая размещение 25% акций на Лондонской фондовой бирже (LSE) и в РТС, британский оператор кинотеатров Cineworld UK, китайская девелоперская компания Shui On Land, планировавшая IPO в Гонконге, и американский производитель химикатов Hexion Specialty Chemicals.

Обвал на рынке и нежелание продавать акции по низкой цене испугали не только компании, проводившие IPO. Если добавить вторичные эмиссии акций и сделки по обмену на акции конвертируемых ценных бумаг, общее число отложенных или отмененных сделок составит, по подсчетам Dealogic, 38. В результате на рынок не попал рекордный для одного месяца объем акций – на $9,5 млрд.

Наиболее пугливыми оказались американские компании, а среди крупнейших из несостоявшихся сделок – IPO итальянского производителя шин Pirelli Tyre и сети дискаунтеров “Копейка”. Pirelli намеревалась привлечь $1 млрд, однако в конце июня решила вовсе отменить сделку из-за нежелания инвесторов платить ту цену, которая бы ее устраивала. В отличие от итальянской компании “Копейка” лишь отложила IPO в надежде, что через несколько месяцев участники рынка станут более благосклонны к новым эмитентам. В ходе премаркетинга в июне выяснилось, что инвесторы оценили “Копейку” в $750–800 млн вместо ожидавшихся организаторами $1–1,39 млрд.

“Решение доводить IPO до конца [в неблагоприятных условиях] и снижать цену может создать проблемы для компании: покупатели могут расценить это как отчаянный шаг и отвернуться от компании, – говорит специалист по IPO Джей Риттер, профессор Университета Флориды. – Индивидуальные инвесторы всегда стараются понять, нравится ли предложение другим людям, и снижение цены они воспринимают как то, что других инвесторов сделка не устраивает”.

Третий этап (сокращение числа заявок на размещение акций) пока не наступил. По данным Dealogic, только в США во II квартале было подано 99 заявок на IPO против 69 в I квартале. (WSJ, 17.07.2006, Михаил Оверченко)