ОБЩЕСТВО: Портрет гражданина инвестора


Для сегодняшних народных инвесторов очень важный фактор покупки акций – государство. “Роснефть” – государственная компания, и приобретались акции в государственном, всем знакомом Сбербанке. Сбербанк – именно то место, куда население охотнее готово нести деньги. Общероссийский опрос включал в себя вопрос о выборе вариантов сохранения домашних сбережений. Явным лидером является именно Сбербанк – 36%. На 2-м месте оказался вариант “хранить деньги дома” – 15%. На 3-м месте – вариант “купить акции какой-либо крупной компании”: 11%, причем в Москве его выбрали 23%. Вариант “положить деньги в какой-либо другой (кроме Сбербанка) банк” набрал 5%, и “вложить деньги в ПИФ” – 3%.

В России появились признаки формирования массовой социальной группы частных инвесторов. С осени 2005 г. количество пайщиков ПИФов почти утроилось, сегодня их 220 000 человек. Через ММВБ – главную для частников биржу – сегодня покупают и продают акции около 190 000 физических лиц. В ходе недавнего народного IPO 115 000 российских граждан купили акции “Роснефти”, потратив на это более $750 млн. Что это за люди? На что они способны и чего хотят?

Занявшись изучением мотивации российского частного инвестора, мы не могли пройти мимо такого события, как первое в истории России прямое предложение гражданам “купить себе немножко нефти”. Наш интерес к массовому размещению акций “Роснефти” связан исключительно с уникальной возможностью поймать инвестора, что называется, “за рукав” в момент принятия решения и получить ту информацию, которая недоступна, если пользоваться другим инструментарием.

Данные добывались исследователями следующим образом: блок вопросов в регулярном еженедельном общероссийском опросе фонда “Общественное мнение” (1–2 июля 2006 г., 200 населенных пунктов, 3000 респондентов); опрос на выходе из отделений Сбербанка тех граждан, кто подписался на акции “Роснефти”, – своеобразный инвестиционный exit poll; фокус-группы, интервью с подписчиками на акции, а также глубинные интервью с финансовыми экспертами и представителями финансовой элиты.

Пенсионеры и оптимисты

Народный инвестор сильно отличается от хрестоматийного образа делового человека. Целых 42% наших респондентов оказались людьми старше 55 лет, 35% – от 36 до 54 лет и 23% – в возрасте 18–35 лет. В выборке 28% пенсионеров! За ними с большим разрывом следуют: финансовый работник – 11%, предприниматель – 9%, преподаватель – 7%, служащий – 5%. И далее от 1% до 4% – целый букет самых разных профессий: менеджер, научный работник, творческий работник, инженер, домохозяйка, работник сферы услуг, военнослужащий, охранник, торговый работник, строитель, директор, медик, студент, юрист, безработный, рабочий и др. “Бизнес-группа” (предприниматели, финансисты, директора) составляет только 27% опрошенных, остальные – люди, не имеющие профессионального отношения к деньгам.

Притягательность акций “Роснефти” для простых подписчиков – в ее государственном статусе. Среди подписчиков 59% сказали, что у этой компании есть преимущества перед другими нефтяными компаниями (отметим: в общероссийском опросе такой ответ дали всего лишь 15%). А на вопрос о том, в чем выражаются эти преимущества, 37% инвесторов указали вариант “поддержка государства” (варианты “темпы роста добычи”, “богатые месторождения”, “эффективность управления” набрали по 6–7%). Для многих народных акционеров государство играет роль гаранта их вложений. Это подтверждают также ответы на вопрос о том, должно ли правительство поддержать “Роснефть” за счет бюджета в случае возникновения финансовых проблем у компании: 77% отвечают, что должно, а среди подписчиков-пенсионеров еще больше – 84%. В суждении “государство должно помочь в случае чего” звучит скорее надежда, чем уверенность. На реальность подписчики смотрят более трезво: на вопрос о том, кто лучше других защитит ваши интересы как инвестора, чаще всего следовал ответ “никто” – 33%, затем следует президент России – 20%, суд – 17%, руководство “Роснефти” – 15%, “затрудняюсь ответить” – 11%.

Успех народного IPO обусловлен тем, что для сегодняшней России характерна относительно высокая уверенность в завтрашнем дне. В общероссийском опросе на вопрос о том, будет ли в России финансовый кризис в ближайшие два года, соотношение между ответами “будет” и “не будет” составило 30% к 39% при 31% затруднившихся с ответом. Но – и это принципиально важно – среди тех, кто в московских отделениях Сбербанка подписался на акции “Роснефти”, это соотношение составляет 14% к 68%. Интересно, что больше всего оптимистов в России среди людей в возрасте от 18 до 35 лет: 45% опрошенных из этой группы полагают, что финансового кризиса не будет, тогда как в группе старше 55 лет так считают 32%. Но среди тех, кто подписался на акции “Роснефти”, ситуация обратная (!) – 63% и 71% соответственно.

Сословие инвесторов

В стране на сегодняшний день явно просматривается специфическая и по-настоящему массовая группа потенциальных приобретателей акций – около 10 млн потенциальных инвесторов. По общероссийскому опросу, 11% населения проявляют больше интереса к покупке акций по сравнению с другими способами вложения денег. Об IPO “Роснефти” люди были информированы относительно слабо: 20% сказали, что знают об этом, 22% – “что-то слышали”, а 56% не слышали. Тем не менее 18% проявили интерес к этой информации. Кроме того, 22% заявили, что посоветовали бы своим знакомым покупать акции “Роснефти”. Ядро этой многомиллионной группы составляют 9% населения, считающие, что покупают акции именно люди с такими доходами, как у них. Причем среди тех 33% населения, чей среднедушевой доход превышает 3000 руб. в месяц, эта группа составляет 14%. Есть основания говорить о том, что в нашей стране сложился обширный слой, который можно было бы назвать “пионерами массового фондового рынка”. При всех оглядках на государство специфика этой передовой группы инвесторов состоит в следующем: нацеленность на прибыль в результате роста курсовой стоимости (63% именно так объясняют покупку акций “Роснефти”, и только 26% говорят о своем желании уберечь деньги от инфляции) и долгосрочность вложений. Только 14% народных акционеров намерены продать акции, если к новому году их курс повысится на 40%; 75% твердо убеждены, что даже в такой благоприятной ситуации с ними не расстанутся. Если курс акций снизится к новому году на 40%, только 2,6% намерены продавать, 86,4% будут держать акции до лучших времен. Люди рассматривают акции не как спекулятивную покупку, а как долгосрочные стратегические вложения домашних накоплений.

Еще одна важная характеристика народного инвестора: очень многим из них значительно интереснее владеть конкретным активом, нежели покупать пай ПИФа или отдавать деньги в доверительное управление. Народные инвесторы позиционируют себя именно как акционеры (“Роснефти”, “Газпрома” и т. д.). Для них владение акциями – кроме надежды заработать в перспективе – это еще и социальный переход, обретение нового статуса, статуса акционера.

Зачем покупают

Во многом переход в инвесторы – процесс вынужденный. Факторы, толкающие к покупке акций: отсутствие эффективной пенсионной системы, низкий процент по банковским депозитам, обесценивание доллара и разрушение традиционного стереотипа “хранить деньги дома”.

В условиях, когда проблемы организации сбережений не решены сверху, люди формируют свою политику сбережений, и ставка делается на акции, прежде всего акции госкомпаний.

Экономический вес мелких частных инвесторов пока невелик. В той же “Роснефти” доля розничных инвесторов составляет только 4%. Однако в перспективе лоббистское влияние народных инвесторов, их социальная и политическая роль могут на порядок перевесить их голоса как акционеров. Появление массового сословия инвесторов можно рассматривать как социальное и даже политическое движение. Уникальность ситуации в том, что впервые богатые и бедные получают общий и очень зримый интерес, который выражается в курсе акций.