Рост в прошлом


В прошлом году Россия стала крупнейшим рынком Европы по числу проданных мобильников. Выбиться в лидеры удалось благодаря тому, что несколько лет подряд продажи трубок росли более высокими, чем в остальной Европе, темпами. Но с августа 2005 г. у участников рынка начались проблемы с ввозом товара: сотрудники МВД конфисковали несколько крупных партий телефонов, после чего основные участники рынка отказались от серых поставок, вспоминает аналитик IDC Саймон Бейкер. По данным крупнейшего российского продавца трубок – “Евросети”, средняя розничная цена на телефон выросла с конца июня 2005 г. примерно на 20% до $190. С этой оценкой согласен ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. В этом году из-за подорожания будет продано максимум 26 млн трубок – на 22% меньше, чем годом ранее, а совокупный оборот участников рынка сократится до $4,6–4,7 млрд, считает он.

Большинство экспертов согласны, что времена, когда продажи росли как на дрожжах, остались позади. В этом году в России будет продано 28,5 млн телефонов (на 14% меньше, чем в прошлом), прогнозирует пресс-секретарь “Евросети” Татьяна Гуляева. Бейкер из IDC ожидает сокращения продаж “примерно на 10%”, а пресс-секретарь сети салонов мобильной связи Divizion Очир Манджиков – на 12%. По их мнению, дело в насыщении сотового рынка: новых подключений к сетям операторов почти не происходит, и люди покупают трубки в основном на замену. Но поскольку новые трубки обычно оказываются более дорогими, в денежном выражении объем рынка, по их мнению, не изменится. В первом полугодии, по оценке “Евросети” (с которой согласны Муртазин и Манджиков), в России было продано на 20% меньше телефонов, чем за аналогичный период прошлого года, а доходы участников рынка остались на уровне первого полугодия 2005 г.

Лидеры рынка – “Евросеть” и “Связной” – растут темпами, значительно опережающими конкурентов: вчера они сообщили, что за тот же период увеличили продажи на 30% и 31%, а обороты – на 90,1% и 88% соответственно. “Евросеть” открыла много новых салонов (с конца июня 2005 г. их количество увеличилось на 24% до 3861), причем в основном в отдаленных регионах, где спрос на телефоны все еще велик, объясняет Гуляева. Кроме того, эта компания ведет бизнес в других странах СНГ – на Украине, в Казахстане, Белоруссии, Киргизии и Узбекистане, где рынок интенсивно растет, добавляет Манджиков (по данным “Евросети”, за пределами России у нее около 600 салонов). Стратегия “Евросети” изначально ориентирована на опережающий рост и предусматривает большие инвестиции в оборотный капитал и открытие салонов, указывает Муртазин. “Связной” же, по словам руководителя отдела по связям с общественностью Елены Ноготковой, повышает эффективность работы каждого салона. Правда, общее количество торговых точек у “Связного” выросло за год на 55% – сейчас их почти 1000.