Разместились на $3,2 млрд


Самые крупные размещения (без малого две трети от всего объема рынка) в январе – июне провели компании телекоммуникационного и медиасектора, в то время как на металлургию и топливно-энергетический комплекс пришлось лишь 12%. Игнатишин полагает, что как серьезную тенденцию это рассматривать не стоит: “Сейчас до этих отраслей просто дошла очередь инвесторов”. “Телекомы” и медиа – случайные лидеры и к концу года картина выровняется, соглашается директор управления акционерных рынков капитала МДМ-банка Александр Андреев. А управляющий партнер KPMG Михаил Царев отмечает, что сектора, лидирующие в январе – июне по количеству IPO, отстают по числу слияний и поглощений и наоборот (см. врезку). Из-за сделок M&A даже сорвались уже анонсированные IPO. Так, Росбанк отложил размещение на бирже из-за продажи доли группе Societe Generale, а сеть заправок EPetrol, владельцы которой планировали выход на LSE, купила “Газпром нефть”. Есть еще несколько причин переноса сроков размещения – неблагоприятная рыночная конъюнктура и низкая предварительная оценка компании, отмечает Андреев. Из-за этого, например, перенесла продажу акций сеть “Копейка”. Неясны перспективы IPO производителя титана “ВСМПО-Ависмы” в свете возможной покупки компании “Рособоронэкспортом”, добавляет Игнатишин.

Процессы IPO в России набирают обороты – собственники, нуждающиеся в средствах на развитие компании, все чаще видят интерес портфельных инвесторов к своему бизнесу. В январе – июне 2004 г. лишь две отечественные компании разместили на бирже свои акции, через год таких эмитентов было уже семь, а в первом полугодии 2006 г. публичными стали 10 российских компаний, отмечается в исследовании Mergers.ru “IPO in Russia. No boom, just growth” (“IPO в России. Не бум, всего лишь рост”). “Комстар-ОТС”, Trader Media East, “Магнит”, группа “Черкизово”, CTC Media, C.A.T. Oil, “Разгуляй”, “Верофарм”, Baltic Oil Terminals и AmurMinerals Corporation привлекли на рынке $3,2 млрд, при этом почти треть от этой суммы пришлась на IPO “Комстара”, выручившего $1,1 млрд от продажи 35% акций на Лондонской фондовой бирже (LSE), рассказывает управляющий директор проекта Mergers.ru Юрий Игнатишин.

По его словам, часть IPO не состоялась также из-за того, что некоторые компании, заявляя о планах выхода на биржу, таким образом отдают дань моде. Иногда это лишь пиар-ход небольших и средних игроков, уверяет эксперт Mergers.ru.

Центр тяжести российских IPO находится за границей. Почти 80% всех привлеченных в ходе IPO денег собраны от инвесторов на западных площадках – LSE, ее подразделении для небольших компаний AIM, NASDAQ и Deutsche Borse. А безоговорочным лидером среди них является LSE, где прошло пять IPO (58% стоимостного объема всех размещений). Если развитие рынка будет происходить по такой же схеме и в будущем, это вряд ли положительно отразится на российском фондовом рынке, претендующем на одну из определяющих ролей в финансовой системе России, сетует Игнатишин.

С учетом IPO “Роснефти”, в ходе которого государственная нефтяная компания выручила $10,4 млрд, общий объем российских размещений в 2006 г. может составить $19–20 млрд, делится оптимистичным прогнозом Игнатишин. Но Андреев из МДМ-банка не верит в такую оценку и вспоминает неоправдавшиеся прошлогодние прогнозы аналитиков – 20 IPO. “Прогноз на 2006 г. был вообще безумный – по IPO в неделю, – рассказывает Андреев. – Но рынок сейчас не такой благоприятный, и спрос инвесторов на высокорисковые бумаги ограничен, так что вряд ли во втором полугодии будет много IPO”.