Недвижимость пересчитают


Кадастр недвижимости – это база данных о земельных участках и строениях. Только после получения выписки из кадастра можно зарегистрировать права на недвижимость и проводить с ней сделки. “Выписка из кадастра [для здания и участка земли] – как фото для паспорта”, – говорит Юлия Бахарева из юрфирмы “Мегаполис”. При первичной регистрации прав на новые здания и последующих сделок с ними требуется провести техинвентаризацию и поставить их на учет в БТИ, иногда эти операции отнимают по нескольку месяцев. Учетом недвижимости занимаются БТИ и Роснедвижимость, процедура регулируется многочисленными ведомственными актами и оборот недвижимости существенно затруднен, отмечает председатель комитета Госдумы по промышленности Мартин Шаккум. Из-за отсутствия четко прописанных процедур учета, из-за терминологических расхождений между региональными и федеральной системами учета недвижимости в разных базах данных могут оказаться разные сведения об одном и том же участке, отмечает Бахарева.

Цель внесенного на днях в Госдуму правительством проекта закона “О госкадастре” – создать единые правила игры и за несколько лет сформировать единый госкадастр (к 2011 г. – в 27 регионах). В кадастр предполагается заносить сведения о виде, адресе, границах объекта и его описание (категория земель, площадь, год постройки, назначение здания и т. д.). Раньше местные власти устанавливали набор сведений сами, говорит Бахарева. Депутаты надеются сократить количество характеристик вдвое, отмечает руководитель комитета по собственности Госдумы Виктор Плескачевский.

Заниматься учетом недвижимости смогут не только БТИ и землеустроители, говорит замдиректора департамента Минэкономразвития Андрей Ивакин. Из-за отсутствия конкуренции срок техинвентаризации растягивается, а расценки на услуги БТИ и землеустроителей достигают заоблачных высот, рассказывает Ивакин. От дороговизны страдают даже естественные монополии. Одной из них инвентаризаторы выставили счета на несколько миллиардов рублей за инвентаризацию всех ее объектов, рассказывает чиновник одного из экономических ведомств. Землеустроители, по данным Плескачевского, берут за обмер участка в среднем по России 15 000–20 000 руб. за гектар, а в Подмосковье – ту же сумму за шесть соток при себестоимости в 1000 руб. за гектар. С 2008 г. по законопроекту конкуренцию им составят независимые кадастровые инженеры, которые должны будут состоять в саморегулируемых организациях. Они будут проводить инвентаризацию и собирать данные, необходимые для постановки объекта на учет в кадастре. Бюро кадастровых инженеров смогут создать для инвентаризации собственной недвижимости и крупные компании, говорит Ивакин. Конкуренция приведет к снижению цен, надеются Плескачевский и Ивакин.

Участники рынка рады этой новости. Рынок станет более конкурентным и открытым, коррупция, очереди и цены снизятся, надеется Филипп Шабельников из аудиторской компании “Пачоли”. Этот рынок будет интересен для оценщиков, отмечает Юрий Дерябин из компании “Лабрейт” (занимается оценкой). Наличие единого национального реестра всей недвижимости и земли позволит отсечь аферистов и исключит возможность двойной продажи одного и того же объекта, надеется директор по развитию “Бенефит Инжиниринга” Ярослав Козлов. В единой базе инвестор сможет получить исчерпывающую информацию по объекту недвижимости, радуется замгендиректора девелоперской компании “Открытые инвестиции” Денис Давидко. Появится и возможность регистрации дома и земли как единого объекта недвижимости, транзакционные издержки оборота недвижимости снизятся, добавляет Плескачевский.

Землевладельцы смогут обжаловать кадастровую оценку земли, подчеркивает Ивакин. Это важно, ведь от кадастровой оценки зависит земельный налог, говорит Бахарева. Законопроект регламентирует процедуру досудебного обжалования, ею смогут воспользоваться и предприятия, выкупающие землю, обещает Ивакин.

Единую базу недвижимости будет вести Роснедвижимость и объединение двух систем учета – важный шаг к переходу через несколько лет от двух налогов на землю и недвижимость к единому налогу, говорит Плескачевский.