Русский Fiat


“Северсталь-Авто” давно сделала ставку на сборочные проекты. С конца прошлого года она выпускает на ЗМА внедорожник Ssang Yong Rexton, там же наладит выпуск Kyron и Actyon, а зимой компания подписала соглашение с Fiat о выпуске легковых Palio и Albea и мини-вэна Doblo. А вчера “Северсталь-Авто” сообщила о покупке у Fiat лицензии на выпуск легкого коммерческого грузовика Fiat Ducato. В России будет выпускаться предпоследняя версия Ducato, которую заводы Fiat начали снимать с производства этим летом, уточнил представитель “Северсталь-Авто”. Грузоподъемность Ducato составляет 1,8 т. Он оснащается четырьмя типами двигателей, соответствующими стандартам “Евро-3”. Выпуск Ducato в России начнется в конце 2007 г. и будет составлять около 75 000 машин в год.

“Fiat Ducato <...> на протяжении последних 20 лет является бестселлером на европейском рынке, [начало его производства в России] позволит нам в полной мере использовать потенциал российского рынка легких коммерческих грузовиков”, – приводятся в совместном пресс-релизе компаний слова гендиректора Fiat Серджио Маркионне. В России через официальных дилеров Ducato сейчас не продается. А в Великобритании последняя версия Ducato стоит от 13 485 фунтов стерлингов. В “Северсталь-Авто” не говорят, насколько рассчитывают удешевить машину, но аналитик Deutsche UFG Елена Сахнова думает, что она будет стоить $18 000–21 000. Сильно снижать цену нет необходимости, ведь значительную часть елабужских Ducato “Северсталь-Авто” будет продавать на экспорт, сообщила компания. Они будут идти через дилерскую сеть Fiat, уточнил собеседник “Ведомостей” в “Северсталь-Авто”. Соотношение экспорта и поставок на внутренний рынок он не раскрывает.

Китай и Бразилия уже давно превратились в страны, из которых идет экспорт автомобилей под европейскими и американскими брендами. А в России проект “Северсталь-Авто” и Ducato может стать первым, ориентированным на экспорт. Несколько лет назад “GM-АвтоВАЗ” рассчитывала начать экспорт Chevrolet-Niva, но этого так и не произошло. Проекты Ford и Renault запущены для того, чтобы занять место на российском рынке, а, к примеру, ТагАЗ и “Ижавто”, выпускающие устаревшие модели Hyundai и Kia, пока не могут претендовать на их экспорт. И лишь Toyota уже объявила, что, когда ее завод в Санкт-Петербурге выйдет на полную мощность, он будет продавать машины и за пределами России.

Для сборки Ducatо “Северсталь-Авто” построит новый завод в Елабуге (Татарстан), потому что мощностей ЗМА уже не хватает, рассказывает представитель “Северсталь-Авто”. Чиновник правительства Татарстана говорит, что на ближайшее время запланировано подписание соглашения, по которому компания будет пользоваться льготами особой экономической зоны в Елабуге. Но в “Северсталь-Авто” говорят, что могут выбрать и альтернативный вариант – попросить о льготах в режиме промсборки.

Инвестиции “Северсталь-Авто” в этот проект аналитик “Метрополя” Александр Жуков оценивает в $200 млн, Сахнова – в $150–200 млн. В России собираются иномарки массового спроса, они хорошо продаются и в России и экспортировать их нет смысла, говорит Сахнова. С учетом того что выпуск Ducato экспортно-ориентирован, он должен быстро окупиться, ведь на экспорт машины могут продаваться дороже, чем в России, считает эксперт. Зато благодаря Ducato “Северсталь-Авто” превратится в конкурента ГАЗа. На внутреннем рынке Ducato будет конкурировать с “Газелями”, отмечает Жуков. Но ГАЗ может купить британского производителя легких коммерческих автомобилей – LDV Group, тогда компании будут пересекаться и на экспортных рынках. Но популярности “Газелей” “Северсталь-Авто” пока не угрожает. Сама “Северсталь-Авто” оценивает рынок легких коммерческих автомобилей в России в 200 000 машин в год, а Жуков оценивает долю ГАЗа на нем в 60%. Низкая цена “Газелей” поможет держать рынок, уверен он. В группе “ГАЗ” говорят, что конкуренции со стороны “Северсталь-Авто” не опасаются.