Инвестфонд на старте


Из 46 заявок на деньги инвестфонда формальным критериям удовлетворяли 12 проектов. Один из них – создание туристическо-рекреационного комплекса “Бирюзовая Катунь” в Алтае – выпал из конкурса: инвестконсультант алтайцев не входил в список ведущих мировых банков, утвержденный Минэкономразвития. А нужно было положительное заключение от одного из таких консультантов. Из 11 проектов инвесткомиссия успела рассмотреть семь заявок. На Петербургском экономическом форуме она высказалась за строительство платной магистрали “Западный скоростной диаметр” (ЗСД) в Петербурге, проект развития Нижнего Приангарья, строительство участка дороги Москва – Петербург и комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов в Нижнекамске. А три недели назад инвесткомиссия одобрила строительство нового выхода на МКАД трассы Москва – Минск в обход Одинцова и железной дороги к месторождениям в Читинской области, которые собирается разрабатывать “Норникель”, а проект строительства Орловского тоннеля под Невой был отправлен на доработку.

Вчера первые четыре проекта прошли последний этап конкурса и теперь получат господдержку. Рассмотреть больше не получилось из-за отсутствия времени, пояснил министр экономразвития Герман Греф. Со второй половины 2007 г. начнется строительство трассы Москва – Петербург на самом загруженном участке – с 15-го по 58-й км. Дорога будет сдана в концессию на 30 лет, проезд по участку будет платным – по предварительным расчетам, 1,5 руб. за 1 км для легковушек и 3 руб. для грузовиков. По словам директора госучреждения “Дороги России” Олега Шахова, 11 потенциальных инвесторов уже готовы участвовать в проекте. Когда правительство утвердит необходимые документы, будет объявлен конкурс, он продлится 8–10 месяцев, а чиновники займутся изъятием земель – пока 15% находится в частной собственности. Ездить по этой дороге со скоростью до 150 км/ч можно будет к концу 2010 г., а в 2012 г., по словам министра транспорта Игоря Левитина, планируется закончить всю трассу до Петербурга.

Проект ЗСД – начало трассы Москва – Петербург, только с другой стороны, – тоже будет сдан в концессию на 30 лет и начнет эксплуатироваться с 2010 г. По словам вице-губернатора Петербурга Юрия Молчанова, 16 компаний и банков намерены участвовать в конкурсе. Средняя цена за проезд по участку в 46 км для легковых автомобилей будет стоить 40 руб., а для грузовиков – в два раза дороже, цена будет меняться в течение суток.

Проект развития Нижнего Приангарья предполагает достройку Богучанской ГЭС, строительство алюминиевого завода и ЦБК. В это вложатся частные инвесторы, а государство обеспечит транспортную инфраструктуру. А “Татнефти” государство поможет построить три завода в Татарстане. Компания инвестирует в постройку заводов по первичной переработке нефти, глубокой переработке и нефтехимии, а государство – в железную дорогу и два нефтепровода. Благодаря этому комплексу Россия будет поставлять на экспорт качественные нефтепродукты и нефть лучшего качества, чем Urals, убеждал замгендиректора “Татнефти” Азат Ягафаров. Благодаря этому 7 млн т высокосернистой нефти не попадут в экспортную трубу, сказал Греф.

Эти четыре проекта претендуют на господдержку в 104,3 млрд руб. По расчетам Грефа, государство окупит вложения за 3–4 года. Проекты рассчитаны на несколько лет, и, даже если правительственное сито пройдут все 11 заявок, инвестфонд израсходован не будет. В бюджете-2006 для инвестфонда зарезервировано почти 70 млрд руб., а освоено будет 4,5–10 млрд руб., сказал Греф, и деньги перетекут на 2007 г. Но эти 11 проектов претендуют на 70% денег инвестфонда, заложенных в трехлетний финплан. “За очень короткое время появилось много хороших проектов, так что в следующем году мы можем столкнуться с нехваткой [средств]”, – заявил Греф.

Так что следующим претендентам будет труднее. Сейчас одобрены самые масштабные проекты, но это вовсе не значит, что остальные легко пройдут через последнее сито, говорит чиновник РосОЭЗа: “Проектов больше, а денег меньше”. Правительственная комиссия будет рейтинговать проекты на основе нескольких критериев – соответствие целей проекта приоритетам правительства, актуальность, сбалансированность государственных и частных интересов. Если проекты покажутся чиновникам равнозначными, они будут смотреть на цифры – вклад проектов в развитие региона и страны в целом, экономическую и финансовую эффективность. “Мы предложим такую схему: пять проектов рассматриваются, три лучших одобряются, остальные откладываются до следующего заседания”, – поясняет чиновник. Вряд ли финансирование получат все желающие, заключает он.