Свободные экономические зоны уже созданы


На сегодняшнем заседании правительства министр экономразвития Герман Греф и руководитель РосОЭЗ (Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами) Юрий Жданов подведут первые итоги работы зон. Пока их создано шесть (в конкурсах на право создать зону было 72 претендента). Технико-внедренческие зоны (для новых разработок и исследований) созданы в Зеленограде, Томске, Санкт-Петербурге и Дубне, а промышленные – в Елабуге (Татарстан) и Липецкой области. Резиденты зон обоих типов получают освобождение от налогов на имущество и землю, освобождаются от НДС и импортных пошлин при ввозе оборудования для зон. Резиденты промышленных зон, кроме того, могут уменьшать базу налога на прибыль на затраты на НИОКР, а в научных зонах наполовину снижен соцналог. Бюджеты финансируют создание инфраструктуры зон – прокладку дорог, инженерных коммуникаций. В 2006 г. на это выделено 16 млрд руб.

Процесс создания ОЭЗ идет очень успешно, считает Жданов. Резидентами зон уже стали крупные компании, готовые инвестировать миллионы долларов, а к концу 2007 г., когда в научных зонах появится инфраструктура, бизнес-инкубаторы, возможность аренды по льготным ставкам, туда придет мелкий и средний бизнес, надеется Жданов.

Планы чиновников амбициозны. В Татарстане к 2010 г. планируется привлечь 57 млрд руб. инвестиций, к 2015 г. создать больше 30 000 рабочих мест, а к 2025 г. бюджет получит 1 млрд руб. дополнительных налогов. В Липецкой области к 2012 г. инвестиции достигнут 13,5 млрд руб., а дополнительные налоги к 2025 г. – 82 млрд руб.

Но до начала работы пока далеко. “Под зону [в Дубне] выделили пустырь, где нет дорог и коммуникаций, мы пока даже офис построить не можем”, – рассказывает гендиректор Luxoft (входит в IBS) Дмитрий Лощинин. Когда чиновники проведут туда электричество и дорогу, можно будет начинать строительство. Лощинин думает, что ждать придется два-три года. Аналогичная ситуация в Зеленограде. “Пока мы изучаем целесообразность осуществления инновационных проектов по электронике в рамках зеленоградской ОЭЗ”, – говорит член совета директоров АФК “Система” Николай Михайлов. Представитель компании, собирающейся работать в одной из промышленных зон, опасается, что только получение разрешения на работу в зоне займет много времени. “Мы еще не получили пакет документов, который прописывает порядок предоставления льгот”, – говорит советник председателя совета директоров “Системы” Владимир Рудашевский. Неизвестно, как будет оформляться и декларироваться товар на таможне при перемещении в зону и из нее, добавляет сотрудник другой компании.

А вот “Северсталь-авто” уже подготовила документы для получения статуса резидента зоны. Там инфраструктура создается довольно быстро. Подала заявку на право работы в зоне “Алабуга” и крупнейшая китайская автокомпания Great Wall, говорит предправления Российско-китайского центра торгово-экономического сотрудничества Сергей Санакоев. А в липецкой зоне будет работать Indesit Company. Джулио Д`Эрме, маркетинговый директор компании в России, СНГ и Балтии, не исключает, что там будет построен новый завод. Два проекта в томской зоне собирается реализовать “Сибур Холдинг”, сообщил его представитель Геннадий Федотов. В выпуск титан-магниевых катализаторов и сверхвысокомолекулярного полиэтилена “Томскнефтехим” (входит в холдинг) уже инвестировала больше 70 млн руб. Налоговых преференций компания пока не ощутила – ее не освободили от налога на имущество, поскольку оно было приобретено до создания зоны, отмечает Федотов. А компания “Транзас”, получившая статус резидента в петербургской зоне, планирует снизить издержки по производству морского и авиационного бортового оборудования и увеличить инвестиции в развитие высоких технологий, надеется представитель компании Ирина Остроумова. На налаживание производства уйдет два года, отмечает Остроумова.