ВЕКТОР


Focus от ЗМЗ

Возможно ли, чтобы на Ford Focus устанавливался двигатель производства Заволжского моторного завода (ЗМЗ)? Губернатору Нижегородской области Валерию Шанцеву кажется, что вполне. Вчера он заявил, что Ford Motor Company намерена производить двигатели для российских Ford на ЗМЗ. Новость выглядит сенсацией. Двигатель – это не резиновый коврик или боковые стекла, которые Ford сейчас учитывает в локализации. До сих пор никто из иностранных автоконцернов, пришедших в Россию, на такой смелый шаг не решился. Даже “Северсталь-Авто”, владеющая ЗМЗ, не готова пока устанавливать двигатели собственного производства на модели Fiat или Ssang Yong, сборку которых она намерена наладить в Татарстане.

Но Шанцев поторопился выдать желаемое за действительное. Топ-менеджеры “Северсталь-Авто” и Ford уверяют, что даже никогда не вели переговоров о поставках двигателей. А жаль. Для ЗМЗ это было бы отличной новостью. Вдобавок тогда можно было бы надеяться, что Россия перестанет быть страной, где в иномарки просто вкладывают коврики.

Недооценили

Крупнейшие российские альтернативные операторы связи – “Комстар – Объединенные телесистемы” и Golden Telecom (GT) – серьезно недооценены. Такой вывод содержится в отчете, распространенном вчера инвесткомпанией “Ренессанс Капитал”. Аналитики “Ренессанса” считают, что капитализация “Комстара” и GT ($2,13 млрд и $888 млн соответственно) неоправданно низкая – у обеих компаний есть большой потенциал. GT вот-вот выйдет на рынок дальней связи, благодаря чему уже в 2007 г. получит $80 млн выручки дополнительно, считают в “Ренессансе”. А развитие “Комстара” будет связано с региональной экспансией. Кроме того, акционер этого оператора – АФК “Система” готовится участвовать в аукционе по продаже 75% минус 1 акция “Связьинвеста” и в случае победы может присоединить эти активы к “Комстару”. С ними согласны коллеги из Deutsche UFG: они добавляют, что у “Комстара” остается шанс довести до 100% пакет в МГТС, выкупив долю “Связьинвеста” (23%). В прошлом году МГТС обеспечила 59% консолидированной выручки “Комстара” и существенно повысила его рентабельность, так что консолидация 100% заметно улучшит финансовое положение оператора. Потенциал и у “Комстара”, и у GT действительно велик. Но и рисков достаточно. Станет ли успешной региональная экспансия “Комстара”, неизвестно: крупных активов на продажу в России почти нет. А выход GT на рынок дальней связи приведет к росту не только выручки, но и расходов: ей придется устанавливать контакт с миллионами граждан – конечных абонентов. Так что прибыльным этот бизнес может сразу и не оказаться.

Ставки вспять

Некоторым региональным заемщикам Сберегательного банка повезло больше, чем столичным. В Москве Сбербанк уже приостановил выдачу валютных кредитов населению, а в регионах продолжает одалживать доллары и евро. Но долго так не будет. В столичных отделениях банка сотрудники на следующей неделе ждут распоряжений о возобновлении выдачи кредитов, но уже по более высоким ставкам. А значит, следом должны подняться ставки и в остальной России.

Заемщикам выгоднее занимать в дешевеющей валюте. Однако за пределами Московской кольцевой автодороги популярность валютных кредитов стремительно падает. Поэтому повышение ставок по валютным кредитам прежде всего затронет столичных заемщиков.

И не только Сбербанка. Конкуренты следят за ставками “Сбера” не только по депозитам, но и по кредитам. И пересмотр ставок ведущим кредитором россиян может послужить сигналом к аналогичному шагу для его коллег. Тогда подзабытое было повышение ставок вновь станет реальностью.

Якутия торгуется

Федеральному правительству снова мешают получить контроль над крупнейшей в России и второй в мире алмазодобывающей компанией “Алроса”. Распоряжение президента об увеличении доли государства с нынешних 37% до контроля было подписано еще в 2001 г. С тех пор каждое предложение федерального центра воспринималось в штыки вторым крупным акционером компании – Якутией (республике принадлежит 40% акций компании).

Сейчас государству и Якутии осталось сделать последний шаг в растянувшемся на пять лет процессе увеличения федеральной доли до контрольной: разделить имущественный комплекс “Якуталмаз” (имущество, которое арендует “Алроса” у Якутии за 9 млрд руб. в год) и внести его в ходе допэмиссии в уставный капитал “Алросы”, что и должно привести к увеличению доли государства до контрольной, а Якутии позволит сохранить 40%. Мировое соглашение между сторонами по разделу имущества должен утвердить Высший арбитражный суд, предварительное заседание которого по этому вопросу состоялось вчера.

Но в последний момент перед заседанием Якутия отказалась от мирового соглашения и попросила оставить ей “Якуталмаз”, пообещав оплатить самостоятельно допэмиссию, а потом передать государству недостающий до контроля пакет. Но Росимущество настаивает на прежнем варианте. Скорее всего, идет банальная торговля: Якутия в конце концов согласится на предложение, но получит большую компенсацию, чем те 9 млрд руб., которые выпадут из ее бюджета.