Антиреформа Устинова


Назначенный в июне министром юстиции экс-генпрокурор Владимир Устинов изложил вчера Владимиру Путину предложения по реформированию своего ведомства. “Существует необходимость внести изменения в структуру, которая есть сейчас”, – сказал он главе государства. Какие конкретно предложения Устинов внес президенту, в Минюсте говорить отказались.

Однако источник в правительстве сообщил, что министру не нравится чрезмерная автономия трех федеральных служб, подведомственных министерству. Устинов хочет, чтобы профильные департаменты Минюста имели больше полномочий по контролю за повседневной деятельностью этих служб. Еще один источник в правительстве говорит, что рассматривается вариант создания единой бухгалтерии и кадровой службы для Минюста и федеральных служб, а также возможность назначения директоров служб заместителями Устинова, после чего службы фактически станут департаментами министерства. Не исключено, что будет создана и четвертая служба, которая целиком сосредоточится на законотворческой деятельности.

Такое явление, как независимость служб от министерства, действительно имеет место, признают эксперты. Эта независимость при прежнем министре Юрии Чайке опиралась и на многих чиновников этих служб, лично близких к президенту. Главный судебный пристав Николай Винниченко – однокурсник вице-премьера Дмитрия Медведева, директор Росрегистрации Сергей Мовчан был начальником секретариата президента ОАО “РЖД” Владимира Якунина, а эти персоналии аппаратно намного сильнее Чайки, который не принадлежал ни к каким группам влияния, напоминает политолог Алексей Макаркин.

Устинов будет последовательно работать над тем, чтобы подмять службы под министерство, вводя жесткую централизацию управления, уверен эксперт по административной реформе Павел Кудюкин. Это проблема не одного Минюста, отмечает он: когда в ходе административной реформы создавали “матрешечную” систему ведомств, принципы взаимодействия не были проработаны до конца. При Чайке службы обладали определенной автономностью, отмечает Кудюкин. Так сложилось еще и исторически: служба исполнения наказаний была передана из МВД, на судебных приставов постоянно претендует Судебный департамент при Верховном суде, а Федеральную службу регистрации сколотили из департаментов министерства и региональных учреждений по регистрации недвижимости. “Там действительно очень сложные отношения”, – констатирует эксперт и предрекает, что первым шагом по укреплению вертикали станет жесткая критика со стороны нового министра в адрес подведомственных служб. Председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов не исключает, что Минюст потребует расширения права на оперативно-розыскную деятельность – пока заниматься прослушкой и слежкой могут только сотрудники ФСИН.