“Чери” разбился о “Ладу”


Вчера владелец холдинга “Транссервис”, который совместно с Chery Automobile создал СП “Чери Моторс”, Александр Бойко объявил о замораживании проекта по сборке китайских автомобилей. Это подтвердил руководитель департамента развития промышленности и предпринимательства администрации Новосибирской области Сергей Семка.

Соглашение о создании СП “Чери Моторс” подписано в ноябре прошлого года, планировалось выпускать седаны Chery А-21 по цене около $15 000. Затраты на организацию производства оценивались не менее чем в 1,5 млрд руб.

В марте СП подало в Минэкономразвития заявку на льготы, но ответа так и не получило, говорит Бойко. По его словам, без соглашения с Минэкономразвития по льготному ввозу комплектующих “производство будет нерентабельным”. Бойко надеется в течение полутора лет получить льготы от чиновников.

Сотрудник одного из профильных министерств говорит, что проект инвестсоглашения “Чери Моторс” был направлен Минэкономразвития на экспертизу в Минпромэнерго, но пока не вернулся. Он полагает, что чиновники могут и не дать “Чери Моторс” льгот: “У нас есть “АвтоВАЗ”, который уже выпускает недорогие автомобили”. Гендиректор “Чери Моторс” Геннадий Сиднивец убежден, что решение отложено по политическим мотивам.

В Минпромэнерго утверждают, что искусственных препятствий на пути китайских автопроизводителей в Россию воздвигать не намерены. “У инвестора нет национальности, – говорит представитель министерства. – Но в последнее время на рассмотрение поступают сырые проекты, поэтому у чиновников возникают сомнения в способности инвестора организовать выпуск автомобилей”. Руководитель Российско-китайского центра торгово-экономического сотрудничества Сергей Санакоев склонен верить: “Видимо, “Транссервис” представил плохо проработанный проект и, если они его доработают, правительство даст добро”.

Гендиректор холдинга “Русские машины” Петр Золотарев считает, что правительству стоит защитить рынок от китайской угрозы. Автомобили из Китая конкурируют по цене с отечественными, но “китайские компании не несут ни новых технологий, ни новых производственных компетенций”.

Менеджер по связям с общественностью российского Renault Ольга Сергеева говорит, что “Автофрамос” не боится конкуренции китайцев, поскольку уверен в успехе Renault Logan на российском рынке, и напоминает, что “Автофрамос” начал производить автомобили в России до получения льгот. Директор по стратегии “Северсталь-Авто” Алексей Рахманов признает, что в течение нескольких лет китайские компании могут превратиться в серьезных конкурентов, но лучший способ противостоять их экспансии – развиваться самим.

Аналитик Deutsche UFG Елена Сахнова допускает, что чиновники специально стремятся “замотать” обращение автопроизводителей, собирающих китайские автомобили. Возможно, они не хотят создавать конкуренции отечественным и пришедшим в Россию зарубежным автопроизводителям.

Помимо “Чери Моторс” заявку на получение льгот еще в ноябре 2005 г. направлял автопроизводитель Derways из Карачаево-Черкесии, который собирает внедорожник Dadi Shuttle стоимостью $22 000, – он пока не получил санкции чиновников. В июне председатель совета директоров “Автотор-Холдинга” Валерий Соколов рассказал, что правительство намерено лишить “Автотор” права беспошлинного ввоза комплектующих в рамках свободной экономической зоны Калининграда. “Автотор” хотел организовать сборку до 150 000 автомобилей Chery в год. В правительстве тогда подтвердили, что готовят изменения в перечень простых сборочных операций, которые не отвечают критериям достаточной переработки товаров, сделанных в Калининграде, и хотят заставить “Автотор” собирать автомобили в рамках постановления о промсборке. Вчера Соколов сообщил “Ведомостям”, что этот перечень еще не утвержден.