Плата за привлекательность


Акционеры ГАЗа вчера провели внеочередное собрание, на котором одобрили увеличение уставного капитала для присоединения активов, которыми сейчас владеют “Русские машины”. Одновременно они проголосовали и за положение о вознаграждении и компенсациях членам совета директоров группы. К принятию этого положения ГАЗ подтолкнуло то, что в состав его совета в этом году вошли независимые директора: управляющий партнер немецкой Automotive Advisors & Associates Ганс Гюнтер Боллиг и гендиректор Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института Алексей Ипатов. Теперь они и еще семь членов совета директоров ГАЗа в месяц будут получать $10 000 (270 000 руб.) – такую сумму акционеры ГАЗа зафиксировали в положении, рассказали “Ведомостям” два сотрудника ГАЗа. За год они получат в общей сложности – без учета компенсации на перелеты и гостиницы – около $1 млн.

Это обычный для российских компаний размер вознаграждений, считает глава автомобильного направления Ward Howell International Борис Рохин. В большинстве из них директорам, особенно независимым, сейчас платят $100 000–200 000 в год. К примеру, директора “Норникеля” получают около $140 000 в год. Новолипецкий меткомбинат платит своим директорам за каждое посещение совета $1000, а в случае заочного голосования – $500, также им может быть выплачена годовая премия в размере 0,1% от чистой прибыли компании (по итогам 2005 г. – около $1,4 млн). Магнитка за каждое участие в заседании платит 155 000 руб. ($5700). У “Мечела” размер вознаграждения директорам варьируется в зависимости от того, в какой комитет входит директор, но в год выплаты им составляют примерно столько же, сколько будет платить ГАЗ, – около $1,27 млн. Но такие затраты оправданны, считает Рохин, ведь наличие независимых директоров положительно влияет на репутацию компаний, а также помогает в формировании стратегии.

Другие автоконцерны не так щедры к своим директорам. “Северсталь-Авто”, которая в отличие от ГАЗа уже провела IPO, в год платит членам совета директоров всего $410 000. Алексей Мордашов, как председатель совета, получает $50 000, по $80 000 идет независимым директорам – председателям комитетов совета и по $30 000 – рядовым членам. А представитель “АвтоВАЗа” рассказал “Ведомостям”, что при распределении прибыли за 2005 г. совет директоров в апреле этого года выделил себе в качестве вознаграждения 3,5 млн руб. ($129 000), но всю эту сумму директора решили пожертвовать на строительство в Тольятти памятника Виктору Полякову – первому гендиректору Волжского автозавода. Но на ГАЗе уверены в своей правоте. Уровень вознаграждения компания устанавливала исходя из международной практики, в особенности распространенного в мире размера вознаграждений для независимых директоров, говорит представитель “Русских машин”. Это важно, ведь ГАЗ рассчитывает привлечь в совет еще нескольких независимых членов, в том числе экспертов с международным опытом, отмечает собеседник “Ведомостей”. Это повысит привлекательность акций ГАЗа среди инвесторов, согласна аналитик Deutsche UFG Елена Сахнова.