ВЕКТОР


Сама себя высекла

Роснефть” зря так старалась добиться в судах снижения налоговых долгов “Юганскнефтегаза”, насчитанных ему в его бытность “дочкой” ЮКОСа. Два года назад “Юганскнефтегазу” выставили налоговые претензии за 2000–2003 гг. на сумму 141,2 млрд руб., и этот факт помог “Роснефти” в декабре 2004 г. получить актив ЮКОСа с дисконтом. Едва оформив “Юганскнефтегаз” в собственность, “Роснефть” начала оспаривать его налоговый долг в суде, и за полтора года налоговая задолженность “Юганскнефтегаза” снизилась почти в семь раз – до 21,5 млрд руб. Но параллельно с этим “Роснефть” через “Юганскнефтегаз” предъявляла претензии к самому ЮКОСу, из-за действий которого, по ее мнению, у его бывшей “дочки” и возникли налоговые проблемы. “Юганскнефтегаз” требует с ЮКОСа и его основного акционера Hulley Enterprises 226 млрд руб., а вчера арбитражный суд рассматривал иск “Юганскнефтегаза” к ЮКОСу о взыскании с последнего убытка от того самого налогового долга на 141,2 млрд руб., который он так успешно сократил в суде. Судья перенес слушания на 10 августа. Но уже понятно, что больше чем 21,5 млрд руб. “Юганскнефтегаз” с ЮКОСа требовать не сможет. Получается, “Роснефть” перехитрила сама себя. Подожди она с оспариванием налоговых претензий “Юганскнефтегаза”, кредиторская задолженность ЮКОСа перед ней могла бы быть намного больше.

Опытным путем

МТС взялась развивать услуги высокоскоростной передачи данных на Украине. Ее украинская “дочка” UMC получила лицензию, позволяющую на базе технологии CDMA-450 загружать данные со скоростью до 3,2 Мбит/с, т. е. услугу связи третьего поколения (3G). В России МТС не первый год тестирует другой стандарт третьего поколения – UMTS. Разница в технологиях компанию не смущает: услуги-то абоненты будут получать одни и те же. На Украине, как рассказал президент МТС Леонид Меламед, оператор будет исследовать спрос на 3G и вырабатывать стратегию развития, которую можно будет использовать в России.

Сеть CDMA построить недорого: за три года в проект будет вложено, по словам Меламеда, “несколько десятков миллионов долларов”. Опыт на Украине может пригодиться МТС и по другой причине. На рынке давно ходят разговоры о возможном партнерстве между МТС и другой российской “дочкой” АФК “Система” – компанией “Скай Линк”, работающей в стандарте CDMA-450 в России. Бизнес “Скай Линка” развивается не слишком споро: в I квартале его выручка увеличилась всего на 15%, а количество абонентов пока растет медленнее, чем предусмотрено бизнес-планом. В объединении CDMA-доступа в Интернет с традиционным GSM есть логика: например, абонентам не придется оплачивать два разных счета. Но прежде чем запускать подобный проект в России, разумнее сначала провести опыт. Тем более что украинскую CDMA-сеть никогда не поздно продать той же “Скай Линк”.

Cила ставок

Последняя из стенограмм заседания Федеральной резервной системы показала, что на решение о процентной ставке повлияли не только статистические данные, но и ожидания рынка. ФРС старалась не разочаровать его участников.

Щепетильность не свойственна чопорным англичанам. И Банк Англии вчера утер нос экономистам, в один голос предрекавшим сохранение учетной ставки на уровне 4,5%. Теперь этот показатель составляет 4,75%. Английская валюта сразу воспользовалась ситуацией, подорожав к доллару и евро.

Затем слово взял Европейский центральный банк. А он, как и ожидали спекулянты, свою ставку повысил на 0,25 процентного пункта до 3%. Последовавшие комментарии президента ЕЦБ Жана-Клода Трише позволили подрасти и единой европейской валюте по отношению к доллару – а ему ничуть не помогли сделанные накануне словесные интервенции министра финансов США Генри Полсона. Исправить ситуацию американские денежные власти могут делом, тем более что участники рынка не сформировали единого мнения о грядущем решении ФРС.

Как считать

“Северсталь-Авто” становится крупнейшим инвестором Татарии. Вчера компания объявила, что намерена инвестировать в свои производства, расположенные на территории этой республики, более $200 млн. Объем производства “Северсталь-Авто” на мощностях Завода микролитражных автомобилей (ЗМА) и “Северстальавто-Елабуга” в течение ближайших лет составит более 150 000 автомобилей в год. Это будут модели SsangYong – Rexton, Kyron, Actyon и Fiat – Albea, Doblo, Ducato. На первый взгляд инвестиции действительно огромные. Они сопоставимы с теми, что Ford уже вложил в завод во Всеволожске, а Renault – в “Автофрамос”. Но “Северсталь-Авто” немного лукавит. Компания уже освоила часть этой суммы: в нее включены $50 млн, потраченные на покупку акций ЗМА, и $20 млн, пошедшие на запуск Rexton. Еще по $5 млн уйдет на запуск Kyron и Actyon, а остальное – на проекты Fiat. Так что в целом затраты “Северсталь-Авто” в эти проекты будут не такими большими. В этом и кроется успех “Северсталь-Авто”: на сравнительно небольшие деньги компания умеет запускать потенциально прибыльные проекты.