“Синтез” защитили


Пошлина на ввоз плавучих бурильных установок (ПБУ) составляет 20%. На последнем заседании комиссия по защитным мерам разрешила беспошлинный ввоз ПБУ на период их сезонного использования для поисково-разведочных работ на шельфах северных морей, сообщило Минэкономразвития. Это сделано ради стимуляции разведки нефтегазовых месторождений, сказал министр Герман Греф, подчеркнув, что, если нефть или газ будут обнаружены, оборудование надо будет покупать у российских производителей.

Пошлины были отменены по инициативе компании группы “Синтез” (“Синтезнефтегаз”), рассказал источник в комиссии по защитным мерам. “Синтез” ведет геологоразведочные работы в Баренцевом море, для чего и нужна ПБУ, но будут ли там обнаружены энергоресурсы, компания не знает и поэтому покупать платформу пока не хочет и собирается взять установку в аренду у иностранной компании, говорит он. Российские производители ПБУ были против, но глава комиссии Греф предложил обнулить пошлину на пять месяцев. “Решение индивидуальное, но в постановлении правительства не будут указаны ни компания, ни Баренцево море”, – отмечает чиновник.

Сотрудник “Синтеза” причастности к решению комиссии не отрицает. Обнуление пошлин позволит повысить экономическую эффективность проектов разработки шельфа, ускорит темпы освоения и ввода в эксплуатацию перспективных месторождений на глубоководном арктическом шельфе, говорит источник в компании. Пятимесячный срок льготы он объясняет межледовым периодом, в течение которого на шельфе можно вести геологоразведку.

Сейчас в России всего две платформы, способные вести бурение на шельфе, и они не отвечают требованиям бурения скважин на участках “Синтезнефтегаза”, написали нефтяники чиновникам. А вот с арендой ПБУ у “Синтеза” проблем не будет, говорит представитель одной из нефтяных компаний. В Северном море, где условия добычи почти идентичны Баренцеву морю, добыча ежегодно падает на 5–10%, и ежегодно освобождаются бурильные мощности, что позволяет относительно дешево (за $6 млн в месяц) взять в аренду ПБУ. В Баренцевом море большие запасы нефти и газа, разведкой занимается только пять компаний и освоение шельфа в условиях сокращения объемов добычи на суше – стратегическая государственная задача, говорит сотрудник “Синтеза”. Стоимость одной бурильной платформы, по данным ВСЗ, – $0,4–1 млрд.

Интерес к ввозу ПБУ есть также у “Газпрома” и “Лукойла”. В Каспийском море у “Лукойла” работает японская платформа “Астра”, отмечает начальник отдела по связям с инвесторами компании Геннадий Красовский. “Но пять месяцев – недостаточный срок, чтобы заключить контракт, купить и ввезти оборудование, ведь только изготовление ПБУ занимает от восьми месяцев до полутора лет”, – говорит генеральный менеджер по обеспечению производства сервисной компании “Петроальянс” Сергей Молчанов. Так что другие компании вряд ли смогут воспользоваться отменой пошлин, говорит другой нефтяник. Перспектива покупки ПБУ за рубежом, ее установки и последующей замены на отечественное оборудование – “только лишняя трата денег”, полагает Молчанов.

В России ПБУ производят три предприятия – ФГУП “ПО “Севмаш”, ФГУП “Звездочка” и Выборгский судостроительный завод. Они решением Грефа недовольны. Советник гендиректора “Севмаша” Олег Максименко от комментариев отказался (возражения отправлены в министерство). Сильно разочарован председатель совета директоров Выборгского судостроительного завода (ВСЗ) Сергей Завьялов.

“Синтез” не пионер успешного лоббирования индивидуальных решений. В марте 2006 г. компания “В.А.В.С.”, производящая около 75% российских лампочек, добилась квотирования ввоза половины годового потребления лампочек. В результате китайским компаниям, за два года увеличившим импорт в 98 раз, досталось всего 10% квоты, а цены на лампочки выросли. Предприниматели начали понимать, что главное для успешного лоббирования – объяснить чиновникам потенциальную выгоду государства. “Чиновники с удовольствием помогают бизнесу и отдельно взятым компаниям, – отмечает представитель “В.А.В.С.”. – Главное – объяснить на понятном им языке, какую выгоду от защитных мер получит государство, т. е. сколько дополнительных налогов ему удастся собрать”.