Неединая Россия


Идеологические метания

В прошлом году “единороссы” рьяно бросились на поиски собственной идеологии. “Эта задача была поставлена в Кремле, – рассказывает источник, близкий к администрации президента. – Идти на выборы 2007 г. без внятной идеологии слишком большой риск, а цепляться за рейтинг президента просто стыдно. Пора становиться самостоятельными”. На прошлых парламентских выборах ЕР шла под лозунгами поддержки курса Владимира Путина.

В апреле 2005 г. группа депутатов-“единороссов” во главе с Владимиром Плигиным предложила построить новую идеологию на базе либеральных ценностей и защите частной собственности. Но спустя несколько дней другая группа депутатов во главе с Андреем Исаевым предложила проекту Плигина “социал-консервативную” альтернативу. В партии объявили о начале партийной дискуссии, а сторонники двух подходов сбились в идеологические “крылья”. Точку в спорах попытался поставить лидер партии Борис Грызлов на декабрьском съезде в Красноярске, сделав ставку на тезисы Исаева. Но дальше публичных высказываний дело не пошло.

Отчаявшись получить от “единороссов” внятную идеологическую платформу, замглавы администрации президента Владислав Сурков написал подопечным свой вариант, стержневым понятием которого сделал термин “суверенная демократия”. Но и он пострадал от критики вице-премьера Дмитрия Медведева, которого прочат в преемники Путина. Ему не понравилась приставка “суверенная”. Эксперт по партиям фонда “Индем” Юрий Коргунюк считает, что за спорами вокруг идеологии скрывается борьба за контроль над партией между разными центрами влияния. А политолог Андрей Рябов прогнозирует дальнейшую корректировку идеологии в зависимости от того, какую нишу выберет левоцентристский проект слияния РПЖ и “Родины”.

Региональная экспансия

В начале 2006 г. “единороссы” объявили, что число членов партии перевалило за 1 млн человек (сейчас – 1 096 000 человек). Кроме рядовых граждан “единороссы” привлекают элиту. В апреле 2006 г. Грызлов рапортовал о наличии партбилета у 66 глав регионов, после чего в ЕР вступил губернатор Иркутской области Александр Тишанин. С 2005 г. в партию вступали топ-менеджеры концернов “Рот Фронт”, “Бабаевский”, группы “Мечел”, “АвтоВАЗа”. Но ни Путин, ни его потенциальные преемники – Медведев и министр обороны Сергей Иванов – вступить в ЕР пока не решились.

По данным, представленным “Ведомостям” исполкомом партии, фракции “Единой России” есть во всех субъектах, кроме парламентов Кемеровской области и Краснодарского края.

Весной этого года “единороссы” победили на всех выборах в региональные парламенты. Требования к партийцам в Кремле растут: за 28%, полученных весной на выборах в парламент Кировской области, своими местами поплатились руководители местного отделения, напоминает источник в администрации президента. “Хотя единой планки в регионах нет, но задача поставлена жесткая – увеличить предыдущий результат и во что бы то ни стало получить от 40% до 50% мест”, – говорит чиновник. Алексей Макаркин из ЦПТ называет эти ориентиры “труднодостижимыми” в условиях появления новой политической силы – объединяемой с “Родиной” РПЖ, которая может серьезно потеснить ЕР уже в ходе весенней кампании.

Кто на чем

В Думе “единороссы” остаются главными лоббистами. Распределение бюджетных денег и ресурсное законотворчество во власти нескольких десятков депутатов-”единороссов” и председателей профильных комитетов, говорит исполнительный директор сайта lobbying.ru Павел Толстых. Среди крупных игроков он называет Валерия Драганова (по вопросам алкоголя, техрегламентов и игорного бизнеса), Анатолия Аксакова, Владислава Резника и Павла Медведева (в банковской сфере), Наталью Комарову и Валерия Язева (в ТЭК), Виктора Плескачевского (корпоративное законодательство).

Эксперты не склонны преувеличивать лоббистские возможности “единороссов”. Ключевые решения – под контролем Кремля и нескольких министров, будь то ограничение рекламы слабоалкогольных напитков или запрет на упоминание доллара, констатирует Макаркин.