Право на зачет


“Мы заинтересованы в том, чтобы сделки заключались на бирже, а не внутри брокерских компаний, – говорит замгендиректора ММВБ Геннадий Марголит. – Биржа – прозрачный механизм, ликвидность там выше и цены лучше, это все защищает инвесторов”. А по словам Айвазова, брокерам удобнее заключать клиентские сделки внутри себя по своим ценам. По мнению директора департамента активных операций “Брокеркредитсервиса” Андрея Алетдинова, это может быть выгоднее и для клиентов, так как они экономят на биржевом сборе.

Федеральная служба по финансовым рынкам в мае ввела новые правила маржинальной торговли, по которым при расчете максимального кредитного плеча исключались средства, внесенные на счет клиента у брокера третьими лицами. Это вынудило ряд компаний уменьшить кредитование клиентов, что привело к снижению их доходов.

Теперь ФСФР решила подсластить инвесткомпаниям пилюлю. В планах регулятора создать в России институт клиринговых брокеров, который давно существует на Западе. “Клиринговый брокер – это организация, которая занимается зачетом встречных требований и обеспечивает исполнение обязательств третьих лиц, – говорит замруководителя ФСФР Владислав Стрельцов. – По сравнению с расчетными организациями такой брокер будет ограничен в видах клиринга, которые он вправе осуществлять”. Поскольку клиринговый брокер будет выполнять более рисковые операции, ФСФР будет предъявлять к нему дополнительные требования, а выполнение их контролировать через отчетность, обещает Стрельцов.

“Это западный вариант, который включает в себя возможность работы через клирингового брокера без предварительного депонирования средств и ценных бумаг. Такой брокер сам отвечает по сделкам своих клиентов и решает вопрос о размере кредита и его обеспечении для той или иной компании, беря на себя при этом все риски”, – объясняет руководитель фронт-офиса “Финама” Арсен Айвазов. По словам вице-президента “Ренессанс Капитала” Максима Малетина, институт клиринговых брокеров нужен российскому фондовому рынку, так как сейчас очень мало компаний имеют друг на друга достаточные лимиты. “Брокеры смогут торговать напрямую между собой, а расчеты проводить через клирингового брокера”, – отмечает он. Еще одной возможностью новой системы станет то, что инвесткомпании получат право заключать встречные сделки своих клиентов внутри себя. Сейчас заявки клиентов брокерских компаний на покупку или продажу ценных бумаг исполняются на бирже. Если брокер удовлетворяет заявки двух своих клиентов, в отчете биржи показывается, что брокер провел сделку сам с собой, а это противоречит нормам Гражданского кодекса, считают в ФСФР. Любая крупная брокерская компания – это мини-биржа, и она может удовлетворять клиентские заявки на покупку-продажу ценных бумаг внутри себя и по своей цене без выхода на биржевые площадки. Ничего страшного нет в том, что клиринговый брокер внутри себя будет совершать эти операции, ведь ФСФР вводит для инвесткомпаний обязательную отчетность по внебиржевым сделкам, в которой будут учитываться и обороты по встречным сделкам клиентов, считают в службе.

С введением системы клиринговых брокеров многое на рынке изменится. “Клиенты захотят больше кредитоваться, а следовательно, у брокеров повысятся обороты”, – говорит Айвазов. Это лучше и для бирж – объемы торгов увеличатся, но биржи могут недополучить комиссию по тем сделкам, которые будут проводиться внутри клирингового брокера, полагает он. Однако Алетдинов не исключает, что серьезные проблемы могут появиться у брокеров: “Нужно будет разрабатывать новый софт, для того чтобы торговая система могла, прежде чем отправлять клиентскую заявку на биржу, проверить, нет ли у других клиентов компании встречных заявок. Это довольно сложный алгоритм, много проверок нужно будет совершить, что значительно увеличит время заключения сделки”. Говорить о возможных требованиях к клиринговым брокерам Стрельцов счел преждевременным.