Искусственное вдохновление


Стены кабинета гендиректора банка UBS Securities Марлена Манасова украшают пейзажи. “Это виды русской природы”, – поясняет он. Три картины Манасов купил на собственные деньги около шести лет назад, а четвертую получил в подарок. По словам Манасова, живопись помогает ему расслабиться. “Я пробегаю глазами по картине и как будто бы совершаю прогулку по лесу или лугу с цветами”, – рассказывает он.

Остальные менеджеры банка тоже предпочитают пустым стенам картины. Чаще всего это абстракция вроде знаменитого квадрата Малевича, которую они покупают на личные средства, отмечает Манасов. В общественных местах – конференц-залах, переговорных и проч. – висят фотографии и литографии с видами Москвы и других городов. Их коллекция собирается с 1993 г. По словам Манасова, за 13 лет банк потратил на приобретение фотографий и литографий около $50 000. Это совсем небольшие расходы, они никак не влияют на размер фонда заработной платы, добавляет он.

Манасов считает, что наличие в офисе предметов, которые вроде бы не имеют никакого отношения к бизнесу – статуй, картин, архитектурных деталей, – создает у партнеров и клиентов хорошее впечатление о компании: видно, что здесь думают о душевном состоянии человека. Впрочем, Манасов тут же вспоминает, что на вкус и цвет товарищей нет.

Предметы, украшающие офис, должны соответствовать сути бизнеса, уверена Анна Бурова, заместитель гендиректора консалтинговой компании “Экопси Консалтинг”. По ее словам, в банках и финансовых учреждениях, как правило, органично смотрятся классические пейзажи, говорящие о стабильности и вневременности бизнеса. В то же время умиротворяющие виды природы едва ли впишутся в интерьер офисов рекламных агентств, консалтинговых фирм, прочих сервисных компаний, добавляет она. Бурова вспоминает, как в новом офисе они долго не могли найти место для картин с изображением природы. Они были красивы, но совершенно не отражали динамики развития компании, говорит Бурова. По ее словам, в итоге пейзажи поместили в небольшую комнатку, где обычно отдыхают клиенты между тренингами.

Все предметы в офисе – это некие символы, из которых складывается образ компании, утверждает Бурова.

Она не советует обсуждать вопросы, касающиеся интерьера, со всем коллективом. Этот разговор никогда не будет конструктивным: всех мнений не учесть, а значит, не избежать недовольства.

Когда небольшое рекламное агентство Тодда Лейфа развилось и потребовался новый офис, компания переехала в современное здание в престижном районе американской столицы. Чтобы оживить интерьер, Лейф и его партнер решили поместить в холле какое-нибудь произведение искусства. Оно должно было выражать творческое начало бизнеса и запоминаться посетителям. Решением стала скульптура из крашеного дерева, которая по форме напоминала дерево и человеческую фигуру одновременно. “Тут и началось самое интересное”, – вспоминает Лейф. Половине сотрудников скульптура понравилась. Остальные пригрозили, что уволятся, если из офиса не уберут “эту штуку”: они полагали, что компании следует больше внимания уделять не украшениям, а собственно бизнесу. Мнения клиентов тоже разделились: некоторые были очарованы, а некоторые заявили, что заберут заказы. Так что Лейфу пришлось убрать скульптуру с глаз долой и спрятать ее в собственном кабинете. А место спорного произведения искусства занял какой-то предмет, который он даже вспомнить не может. “Вероятно, он обладал ценным качеством благородной невидимости, – говорит он. – Тем качеством, что не рождает неприятных эмоций”. Несколько лет спустя, после ухода из компании, Лейф выкупил скульптуру дерево-человека и поставил в гостиной в своем доме.

“Мы говорим клиентам, что, если их сотрудники начинают жаловаться на развешанные в офисе картины, это значит, по крайней мере, что им не безразлично, где они работают”, – говорит Хизер Гибсон, директор консалтинговой компании по художественному оформлению art4Business. Чтобы жалоб было поменьше, консультанты разработали собственные методики. Автор книги “Консалтинг в сфере корпоративного искусства” Сьюзен Эббот говорит, что неплохо позволить сотрудникам некоторое время поработать в помещении с голыми стенами. “После этого, как правило, люди будут рады чему угодно”, – говорит она. Есть и другое решение. Согласно проведенному Эббот исследованию, люди более производительны в помещении, которое им самим довелось обустроить. Поэтому она всегда предлагает выбор. “Не нужно запихивать в людей искусство”, – полагает она. (Использованы материалы WSJ.)