Словакия покупает Transpetrol


Первого августа арбитражный суд Москвы признал ЮКОС банкротом и ввел в нем конкурсное производство. Сейчас в компании ведется опись ее имущества, а осенью начнется его распродажа. Но зарубежные активы компании, в том числе и Transpetrol, продаются уже сейчас.

Акции Transpetrol (49%) ЮКОС приобрел за $74 млн в 2002 г. Остальные 51% – у правительства Словакии. Первоначально 49%-ный пакет акций Transpetrol числился на голландской “дочке” ЮКОСа Yukos Finance BV, но некоторое время назад ее директора Брюс Мизамор и Дэвид Годтфри передали этот пакет в специально созданный голландский фонд Stichting Administratiekanto, который они же и контролируют. Его бенефициарами являются Yukos Finance и ЮКОС (по 50%), но сами они не могут продавать эти акции. Помимо словацкого правительства, интерес к ним проявили “Русснефть” и “Газпром”, словацкая Slovnaft, венгерская MOL, чешская CEPS и польская PERN.

Представитель ЮКОСа Клэр Дэвидсон сообщила “Ведомостям”, что устная договоренность по продаже доли в Transpetrol была достигнута в среду между представителями министерства экономики Словакии и Yukos Finance. Сумму сделки она назвать отказалась. По словам Дэвидсон, соглашение между сторонами будет подписано после того, как одобрение на сделку даст американский суд по делам о банкротстве. Точную дату, когда это может произойти, она назвать затруднилась. Все средства от продажи доли в Transpetrol по решению суда Амстердама пойдут на погашение задолженности перед кредиторами, подавшими заявки в суд, отмечает Дэвидсон. По ее словам, одобрения конкурсного управляющего ЮКОСа Эдуарда Ребгуна для заключения сделки со словацким правительством не требуется.

С представителями правительства Словакии вчера связаться не удалось, но, по сообщению Reuters, высокопоставленный словацкий чиновник тоже заявил, что договоренность о купле-продаже акций достигнута. А министр экономики Любомир Ягнатек сказал, что ожидает вердикта американского суда по этой сделке в течение 10 дней. Ее стоимость чиновники не называют, но ранее премьер-министр страны Роберт Фико заявлял, что правительство оценивает 49% акций Transpetrol в $100–120 млн. “Русснефть” намеревалась купить эти акции за $103 млн, а “Газпром” – за $105 млн.

Ребгуну о договоренности словацкого правительства с Yukos Finance о продаже Transpetrol ничего не известно, и за согласованием этой сделки к нему никто не обращался. “Разрешения американского суда по банкротствам они не получат, – утверждает конкурсный управляющий, – потому что ранее этот суд уже принял решение, что любые продажи активов ЮКОСа могут совершаться только с моего согласия. А я возражаю, потому что я должен разобраться, что это за сделка и насколько она привлекательна для кредиторов ЮКОСа”.

Впрочем, Ребгун не только надеется на американский суд, но и пытается противодействовать сделке собственными силами. Сегодня он планирует провести собрание акционеров Yukos Finance, чтобы сместить ее директоров Годтфри и Мизамора, руководящих сейчас процессом продажи зарубежного имущества ЮКОСа. Ребгун хочет заменить их своими людьми, чтобы легче было оспаривать решение о создании фонда Stichting Administratiekanto и передачу ему активов. Но оппоненты конкурсного управляющего защищаются – за несколько часов до собрания суд Амстердама рассмотрит их ходатайство о запрете на его проведение.