Пиррова победа “Уралкалия”




Вчера “Уралкалий” раскрыл финансовые показатели по РСБУ за первое полугодие. По сравнению с тем же периодом 2005 г. выручка сократилась на 19,8% до 7,75 млрд руб., прибыль от продаж – в 1,7 раза до 2,86 млрд руб., а чистая прибыль – на 39,4% до 2 млрд руб.

“Уралкалий” не комментирует причины ухудшения финансовых показателей. А эксперты считают, что основная причина – ценовая война “Уралкалия” с крупнейшими потребителями из Китая. В прошлом году 14% продукции “Уралкалий” экспортировал в Китай. Но в конце 2005 г. поставки туда были прекращены. Стороны не смогли сойтись в цене на 2006 г. Китайцы хотели сбить цену на тонну хлористого калия на $20. “Уралкалий” настаивал на повышении на $30–40 за тонну. В итоге покупатели сдались. В июле Белорусская калийная компания – эксклюзивный поставщик продукции “Уралкалия” и “Беларуськалия” на зарубежные рынки – подписала контракты на 2006 г. с китайскими компаниями Sinochem и CNAMPGC. Потеряв часть доходов, производители все же добились своего – китайцы согласились платить за тонну продукции на $25 больше.

“Уралкалий” не раскрывает объем производства в этом году. По данным компании, в январе – мае он упал на 28,8%. За шесть месяцев компания сократила выпуск на 25%, на этом фоне 20%-ное снижение выручки – вполне закономерный результат, считает аналитик “Ренессанс Капитала” Марина Алексеенкова. Снижение рентабельности по чистой прибыли на 8,2% эксперт связывает главным образом с ростом транспортных расходов, которые в калийной отрасли не намного меньше себестоимости производства.

Финансовые показатели ухудшились и у других компаний, которые вместе с “Уралкалием” бойкотировали китайских потребителей. Выручка канадской Potash Corp., контролирующей треть мирового рынка хлористого калия, снизилась в первом полугодии на $200 млн до $1,8 млрд. Выручка канадской Mosaic упала всего на $70 млн до $1,33 млрд.

Понес финансовые потери “Уралкалий” и от борьбы с российскими потребителями, которым он отгружает 9% своей продукции. По подсчетам аналитика “Финама” Анастасии Сарапульцевой, выручка “Уралкалия” от реализации продукции на внутреннем рынке сократилась в первом полугодии на 3,5%. “Ценовой конфликт с “Фосагро” продемонстрировал, что “Уралкалий” старается максимально приблизить цены внутреннего рынка к мировым (стоимость хлористого калия на FOB составляет примерно $190 за тонну, тогда как российским потребителям калий в среднем поставляется по цене $130), – поясняет эксперт. – Возможно, в связи с этим часть потребителей решила переориентироваться на продукцию ближайшего конкурента “Уралкалия” – “Сильвинита”.

В 2005 г. “Уралкалий” увеличил производство на 7,6%, а чистую прибыль – в 2,6 раза. К концу 2005 г. китайские производители накопили запасы сырья, и это позволило им начать переговоры о снижении цены на калий. Сарапульцева считает, что “Уралкалий” выбрал правильную тактику: если бы он пошел на уступки, то по итогам 2006 г. выручка от экспорта в Китай, составившая в прошлом году порядка $104 млн, могла уменьшиться примерно на 8%. Падение производства будет компенсировано ростом цен и годовые показатели “Уралкалия”, скорее всего, останутся на уровне 2005 г., говорит Алексеенкова.