Тест-драйв


“АвтоВАЗ” в 2005 г. произвел 721 500 машин. Выручка по РСБУ в 2005 г. – 132,5 млрд руб., чистая прибыль – 1,4 млрд руб. Около 60% “АвтоВАЗа” принадлежит его “дочкам” – AVVA, ЦО “АФК” и ИФК. С 22 декабря 2005 г. предприятием управляет ФГУП “Рособоронэкспорт”.

“АвтоВАЗ” анонсировал управленческую реформу месяц назад, и в конце июля в отставку подал гендиректор “АвтоВАЗа” Игорь Есиповский, возглавивший завод в декабре. На 5 октября назначено собрание акционеров, на котором функции гендиректора будут переданы управляющей компании. Она уже зарегистрирована в Москве, рассказал “Ведомостям” представитель “АвтоВАЗа”, это ОАО “Корпоративный центр “АвтоВАЗ”, 100%-ная “дочка” завода. Ее гендиректором стал 35-летний Эдуард Зернин, добавили несколько источников на заводе и близких к нему.

Зернин пришел на “АвтоВАЗ” директором по корпоративному управлению после смены руководства. Он профессиональный финансист и сейчас подчиняется первому заместителю гендиректора “АвтоВАЗа” Александру Пронину, которому прочили пост главы управляющей компании. Вместе они работали в “Элекс-Полюсе”, дочернем дилере “АвтоВАЗа”, Зернин был заместителем гендиректора по финансам и корпоративному развитию. До 2004 г. он восемь лет проработал в компаниях группы “Регион”, в итоге став совладельцем инвесткомпании и ее гендиректором.

Бывшие коллеги Зернина по “Региону” характеризуют его как профессионального менеджера. По их словам, он покинул “Регион” без конфликта и продал свою долю в компании. Будучи экспертом в области корпоративного управления, Зернин, по их мнению, будет полезен “АвтоВАЗу” в управленческой реформе. Вдобавок Зернин – хороший специалист по привлечению долгового финансирования, что “АвтоВАЗу” также пригодится. В “Элекс-Полюсе” комментарии получить не удалось, а Зернин от них отказался.

Впрочем, Зернин – лишь “технический директор” новой компании, подчеркнул представитель “АвтоВАЗа”. Он оформит все корпоративные процедуры, связанные с управленческой реформой, но вряд ли будет руководить автоконцерном, объяснил другой источник на “АвтоВАЗе”. Кроме того, “Корпоративный центр “АвтоВАЗ” не будет выкупать акции концерна у AVVA и ЦО “АФК”, утверждают еще несколько источников на “АвтоВАЗе”.

Кто возглавит автоконцерн “по-настоящему”, в “Рособоронэкспорте” пока не решили, уверяют два источника, близких к акционерам “АвтоВАЗа”. Среди кандидатов собеседники на заводе по-прежнему называют Пронина и и. о. гендиректора Максима Нагайцева. А некоторые полагают, что руководителем “АвтоВАЗа” может стать председатель совета директоров – заместитель гендиректора “Рособоронэкспорта” Владимир Артяков. На собрании акционеров 5 октября будет переизбран и совет директоров: вместо Есиповского в него войдет гендиректор “Рособоронэкспорта” Сергей Чемезов, рассказывают собеседники “Ведомостей”. Было бы логично, если бы Чемезов стал председателем совета – Артяков в таком случае мог бы возглавить управляющую компанию, думает один из них. Несколько участников автомобильного рынка добавляют в шорт-лист руководителя нижегородского блока группы “ГАЗ” Алексея Баранцева, которого весной уже звали на работу в “АвтоВАЗ”. В “Русских машинах” это не комментируют, связаться с Баранцевым не удалось.

Сейчас для “АвтоВАЗа” главное – разработать новую платформу, желательно при участии иностранцев, отмечает аналитик “Уралсиба” Кирилл Чуйко. С теми же Renault или Peugeot должен разговаривать тот, кто может принимать решения, подчеркивает аналитик. Поэтому руководитель “АвтоВАЗа” будет назначен из числа топ-менеджеров “Рособоронэкспорта”, считает Чуйко.