Керимов заработал на ПИКе


Краснопресненский сахарорафинадный завод (КСРЗ) занимает 7 га на Мантулинской улице. Эти площади расположены в центре крупнейшей (около 1000 га) московской стройки – “Большого Сити”. Землю на Мантулинской эксперты оценивают в $15 млн за каждый гектар.

За последние полгода у завода дважды сменился хозяин. Высокопоставленный сотрудник мэрии рассказал “Ведомостям”, что владельцем КСРЗ стала группа “ПИК”. Тот факт, что ПИКу принадлежат 98% акций завода, “Ведомостям” подтвердил и Артем Эйрамджанц, первый зампред правления группы.

71% акций завода были у ПИКа по крайней мере до апреля 2006 г. Год группа вела корпоративную войну за завод с “Объединенными кондитерами” (СП группы “Гута” и правительства Москвы), которые владели блокпакетом КСРЗ. Став акционером завода год назад, группа “ПИК” собралась строить здесь жилье на 170 000 кв. м и пыталась провести допэмиссию акций КСРЗ, но “Объединенные кондитеры” блокировали ее.

Участники рынка были уверены: ни одна из сторон не допустит, чтобы завод достался противнику. В итоге доли обоих спорщиков выкупила “Нафта-Москва”. Источник, близкий к владельцу компании, в апреле сообщал “Ведомостям”, что владельцы ПИКа сами предложили свою долю Керимову, а затем последовала сделка с “Гутой”. Доля ПИКа, по оценке источника, обошлась в $80 млн, соответственно была оценена и доля “Гуты” (примерно $28 млн). Руководитель пресс-службы группы “ПИК” Дмитрий Ивлиев говорил тогда, что компания “находится в процессе сделки” и связана “обязательствами не разглашать детали”. А “Нафта” хотела строить на территории КСРЗ офисы и жилье вместе с акционерами “Вимм-Билль-Данна” (неподалеку, на территории 4-го Московского мельничного комбината, они уже возводят офисно-жилой комплекс в $1 млрд).

Получить комментарии в “Нафте” не удалось, а источник, близкий к акционерам ВБД, утверждает, что Керимов закончил эту историю три месяца назад. А Эйрамджанц говорит: “Мы были и остаемся собственниками КСРЗ, группе компаний “ПИК” принадлежит более 98% акций завода”.

“Керимов создал условия для развода сторон: заработал и вышел из проекта”, – считает источник в департаменте науки и промышленной политики Москвы. Так думает и близкий к ПИКу источник. Сделки по перепродаже, в том числе и на рынке недвижимости, – конек “Нафта-Москвы”. В апреле она стала совладельцем Мосстройэкономбанка, которому принадлежит Смоленский пассаж, в июне получила контроль над СПК “Развитие”, объединяющей три строительные фирмы, а в июле известила мэра о том, что владеет 17% акций холдинга “Моспромстрой”. Ни одно из этих приобретений не осталось у “Нафты”: “Развитие” перекупил “Базовый элемент” Олега Дерипаски, “Моспромстрой” и Мосстройэкономбанк – группа “БИН”. “В истории с КСРЗ Керимов мог выступить как рейдер: выкупить долю бизнеса у нежелательного игрока и перепродать его заказчику, заработав на разнице стоимости пакета”, – предполагает Иван Андриевский, управляющий партнер компании “2К Аудит – Деловые консультации”.

Представитель “Гуты” Андрей Першин от комментариев отказался. Источник, близкий к топ-менеджерам “Гуты”, уверен, что ограничить Керимова в правах продажи КСРЗ было нельзя. “Если Керимов выкупал пакеты обоих акционеров, а потом перепродал акции “ПИКу”, то рентабельность сделки составит 30–40% ($30–44 млн), – считает топ-менеджер небольшой рейдерской компании. – При заказе ПИКа маржа посредника – около 20%”.

Теперь ПИК планирует строить на месте КСРЗ офисы, утверждает Эйрамджанц. В департаменте градостроительной политики Москвы сообщили, что на этой территории запланировано строительство жилой и торгово-офисной недвижимости. Сотрудник компании “КВ Инжиниринг” считает, что на территории завода можно построить около 300 000 кв. м офисов или жилья бизнес-класса: “Это будет, скорее всего, высотное строительство, себестоимость его – около $1500 за 1 кв. м, а продажная цена – не менее $7000”. То есть, вложив менее $500 млн, компания может заработать около $1,65 млрд (без учета городской доли, составляет около 40%).