Скачок на $10 млрд


Золотовалютные резервы ЦБ растут с мая 1999 г. и за семь лет увеличились более чем в 20 раз. Больше всего Центробанку удалось накопить в 2004 г. – почти $48 млрд, но в этом году старый рекорд оказался побит еще в апреле. “Раньше приток валюты был только за счет превышения импорта над экспортом, теперь же отток сменился притоком и по счетам операций с капиталом”, – объясняет феноменальный рост резервов в этом году начальник аналитического управления Банка Москвы Кирилл Тремасов. К 1 августа Центробанк накопил $265,7 млрд, обеспечив стране 3-е место в мире по этому показателю, а с начала этого месяца его карманы потяжелели еще на $11,3 млрд. Причем львиная доля прироста – $10,1 млрд – пришлась на прошлую неделю.

Собрать так много за пять рабочих дней Центробанку до сих пор не удавалось. Даже в январе прошлого года, когда Внешэкономбанк привлек в Китае $6 млрд для “Роснефти”, резервы за одну неделю потяжелели лишь на $9,6 млрд. Но аналитиков такой рывок не удивляет. В последнее время на рынке настоящий ажиотаж, отмечает в своем последнем обзоре начальник аналитического отдела казначейства Внешторгбанка Николай Кащеев, “резко возросли ожидания ревальвации рубля загнанным в угол инфляцией Центробанком”. Истерия достигла пика в прошлый четверг, продолжает он, когда объем торгов на ММВБ превысил $10 млрд. “Некоторые банки открывали позиции на прошлой неделе, рассчитывая на этом заработать”, – вспоминает главный дилер Бинбанка Михаил Парасенко. Чтобы предотвратить панику, ЦБ, по оценкам валютных дилеров, пришлось выкупить около $7 млрд. Отсюда и адекватный рост резервов, отмечает Кащеев, переоценка валют и золота в них на этот раз почти ничего не принесла.

Центробанк выдержал атаку и удержал курс рубля, отмечает Кащеев. Доллар в тот день подешевел всего на 7 коп., а евро подорожал на 8 коп. Тем не менее ожидания ревальвации сохранились и ЦБ снова придется выбирать между рублем и инфляцией, указывает директор аналитического управления “Ренессанс Капитала” Алексей Моисеев. Однако, даже если Центробанк согласится на укрепление национальной валюты, резких скачков курса он не допустит, убежден главный экономист Deutsche UFG Ярослав Лисоволик. Это означает, что валютные интервенции не прекратятся и резервы будут расти. К концу года, по оценкам Deutsche UFG, они достигнут $300 млрд.

На такой уровень ориентируются и другие эксперты. До конца месяца Россия должна рассчитаться с Парижским клубом кредиторов, напоминает Тремасов, отчего резервы сократятся на $20 млрд. Впрочем, к концу года они все равно составят около $300 млрд, прикидывает он. Сокращение резервов на $10–15 млрд в канун выплат Парижскому клубу будет с лихвой компенсировано, соглашается главный экономист “Тройки Диалог” Евгений Гавриленков. Моисеев с ними не спорит: “При таких ценах на нефть (вчера баррель Urals стоил $66,13) ЦБ придется покупать валюту у экспортеров, но если он не решится на ревальвацию, то к концу года резервы могут превысить $350 млрд”.