Убыточная изоляция


Новокуйбышевский “Новатэк-Полимер” опубликовал финансовую отчетность за II квартал 2006 г., в котором убыток компании составил 132 млн руб. при выручке 323,2 млн руб. Такие финансовые результаты в компании объяснили ростом конкуренции на рынке ПВХ и снижением спроса на изоляционные материалы марки “Полилен”. При этом специалисты “Новатэк-Полимера” прогнозируют “абсолютное снижение потребления” этой продукции, что связано с появлением на рынке новых материалов, а также с применением труб с заводской базовой изоляцией. Завод разрабатывает проекты по производству новой теплостойкой изоляционной ленты и полимерно-битумных материалов – на эти цели во II квартале завод потратил 2,3 млн руб., говорится в отчетности.

Причиной таких финансовых показателей в компании называют рост цен на сырье, снижение потребления изоляционных материалов “полилен”, “политерм”, что связано, в частности, с ростом спроса на трубы с готовым антикоррозийным слоем. По словам специалиста по связям с общественностью компании Юлии Самойловой, завод осваивает новые технологии трубоизоляции, а также новые направления – стройматериалы, полимерные трубы для газификации и водоснабжения, упаковочную пленку. На финансовых показателях отразился также перевод лизинговых платежей с самого “Новатэка” на “Новатэк-Полимер” – для этого компания взяла кредиты в банках, а проценты по ним легли на финансовую отчетность, отметила Самойлова. В июле прошлого года новокуйбышевский “Новатэк-Полимер” торжественно открыл новую линию по производству БОПП-пленки мощностью 25 500 т в год, потратив на нее 50 млн евро заемных средств и денег “Новатэка”. В прошлом году завод выпустил 8600 т этой пленки, а объем ее продаж составил 45% от выручки. Самойлова сообщила, что во II квартале выручка от производства БОПП-пленки выросла до 35 млн руб. – на 30% по сравнению с I кварталом.

По оценке начальника управления маркетинга группы компаний “ЕвроТрубПласт” Кирилла Трусова, сейчас общий объем рынка пластиковых труб составляет около 180 000–190 000 т в год, из которых 146 000 т – трубы из полиэтилена. Доля труб ПВХ составляет около 10%. Рынок пластиковых труб, по словам Трусова, растет на 15–20% в год, но сейчас конкуренция на нем усиливается. Различные виды труб конкурируют между собой, кроме того, в последнее время усилилась конкуренция со стороны чугунных и стеклопластиковых труб.

Но Трусов считает, что снижение рентабельности “Новатэк-Полимера” связано с ростом цен на сырье для производства труб и трубоизоляции – полимеров. По его словам, с декабря прошлого года они подорожали в среднем на 35%, или на 300–400 евро за 1 т. “Нам удается сохранять нормальные финансовые показатели за счет эффекта масштаба, – говорит он, – в 2006 г. мы выпустим 55 000 т, т. е. около половины от всего объема выпуска полиэтиленовых труб, а у “Новатэк-Полимера” объемы меньше”. По данным участников рынка, объем производства труб на “Новатэк-Полимере” составляет около 5000 т.

Аналитик компании “Солид” Денис Борисов отмечает, что рост себестоимости производства – это общая тенденция для химической промышленности. Например, у “Казаньоргсинтеза” себестоимость производства во II квартале прошлого года составила $76 млн, а во II квартале этого года – $92 млн. Борисов тоже считает, что рост себестоимости вызван ростом цен на сырье, начавшимся еще в III квартале 2005 г., а также снижением в I и II кварталах темпов роста строительства, что приводит к снижению спроса на трубоизоляцию и пластиковые трубы. Но случаев, когда убыток составлял бы третью часть от выручки, он вспомнить не смог. Борисов прогнозирует, что цены на полимеры будут оставаться на этом же уровне до 2008 г., а потом будут падать.

Эксперты советуют “Новатэк-Полимеру” сосредоточиться на производстве БОПП-пленки. “Рынок БОПП-пленки развивается более активно, и спрос на нее стабилен, хотя и в этой отрасли конкуренция растет”, – отмечает Борисов. Менеджер отдела продаж компании “РосЕвроПласт” Владимир Мезенцев говорит, что сейчас объем потребления БОПП-пленки примерно вдвое превышает мощности четырех российских заводов – “Новатэк-Полимер” (25 500 т), “РосЕвроПласт”, “Биаксплен”, “Гринн-Пластик” (около 17 000 т каждый), при этом рынок растет минимум на 20% в год. По словам Мезенцева, производство БОПП-пленки высокорентабельно – цены на отечественную пленку сравнялись с ценами на импортную, а выпускать ее в России удобнее с точки зрения логистики.