Вслед за клиентами


Открытие загородных ресторанов со средним чеком 30–50 евро на побережье Финского залива в КЭРППиТ считают новой тенденцией, которая сформировалась в прошлом году. По данным районной администрации, в этом году в Курортном районе открылось два новых ресторана (“Русская рыбалка” и “Дача415”), а в прошлом – три (“Золотая Орда”, “Атлантис” и “Макрель”). По оценке гендиректора компании “Свои в городе” Леонида Гарбара, за последние два года в пригородах Петербурга появилось около 20 новых ресторанов, еще пять строится. О планируемом открытии ресторанов в Сестрорецке, Комарове и Репине знают и в районной администрации.

Компания “Крестовский сад”, которой принадлежат, в частности, рестораны “Карл и Фридрих” и “Русская рыбалка” на Крестовском острове, в этом году инвестировала $5 млн в строительство “Русской рыбалки” в Комарове, рассказал “Ведомостям” гендиректор и совладелец “Крестовского сада” Михаил Фейгельман. “В прошлом году лето было хорошее, а заведений таких было мало”, – объясняет он решение открыть загородный ресторан. Два зала рассчитаны на 1000 гостей, в расположенном неподалеку пруду можно наловить рыбы, которую тут же приготовят. По словам Фейгельмана, инвесторы планируют окупить проект за три-четыре года.

Компания “Файн Фуд”, по словам ее гендиректора Михаила Волочкова, потратила в прошлом году на строительство “Золотой Орды” порядка $1 млн. По словам Волочкова, если ограничиться временными конструкциями или обновлением имеющихся помещений, можно уложиться в $150 000–300 000. Оптимальной же суммой, необходимой для открытия загородного ресторана, он считает $500 000 – 1 млн (без учета затрат на рекламу).

Компания “Модуль-Про” инвестировала в открытие клуба Pacha на берегу Финского залива $150 000, эти деньги пошли на временные постройки, бассейн глубиной 1,7 м, джакузи на открытом воздухе, благоустройство пляжа, рассказывает совладелец “Модуль-Про” Евгений Кривцов. Затраты на открытие загородного ресторана сопоставимы с расходами на капитальное строительство в черте города – $1000–1500 на 1 кв. м, утверждает гендиректор Петербургской ассоциации рестораторов Рашид Магдеев. Гендиректор группы “Тритон” Константин Белый оценивает затраты не менее чем в 1000 евро на 1 кв. м без учета стоимости земли. “В целом загородный проект может быть чуть дешевле городского благодаря более низкой стоимости земли. Но из-за меньшей плотности проживания можно предположить, что клиентов будет чуть меньше, чем в городе, поэтому сроки окупаемости сопоставимы с городскими проектами и могут в среднем составлять два-три года”, – говорит он.

Белый отмечает растущую привлекательность этого сегмента, однако добавляет, что в ближайший год группа “Тритон” не планирует выход на загородный рынок. Магдеев объясняет рост рынка загородных ресторанов летним спадом оборотов в городских точках общепита. По его оценке, в период отпусков выручка многих ресторанов в Петербурге снижается на 20–30% и даже туристы не компенсируют рестораторам этих потерь. Выходить на загородный рынок есть смысл крупным компаниям, которые таким образом компенсируют летний спад в городе, продолжает Магдеев. Кроме того, они могут на лето укреплять загородные точки своими лучшими сотрудниками, на зиму забирая их обратно в город. По мнению менеджера по маркетингу сети “Чайная ложка” Игоря Колынина, крупные и известные рестораны двигаются за своими клиентами, которые привыкли пользоваться их услугами в городе. Гарбар напоминает, что в Курортном районе растут коттеджные поселки и появилась прослойка хорошо обеспеченных местных жителей, которые составляют аудиторию ресторанов.

Магдеев считает наиболее интересным направлением для открытия загородных ресторанов побережье Финского залива. А президент ресторанного холдинга “Евразия” Алексей Фурсов вообще утверждает, что платежеспособный спрос на качественный общепит ограничен поселками Репино, Комарово и Солнечное. Именно это, по его словам, удерживает “Евразию” от масштабного выхода за город. У “Евразии” есть заведения в Петродворце и на горнолыжном курорте Коробицыно. Последнее открыто с октября по май. Причем затраты на его содержание, по словам Фурсова, примерно на 10% выше, чем в городе, поскольку персонал приходится возить из Петербурга.

Рестораны, расположенные на побережье Финского залива, наоборот, работают в полную силу с мая по октябрь. “Летом при хорошей кухне и погоде загруженность загородных ресторанов вечером близка к 100%, зимой – только несколько посетителей в день, весь этот период едва удается работать с нулевой рентабельностью”, – говорит Магдеев. Привлечь посетителей в загородный ресторан сложнее, чем в городской. “Просто перекусить в Репино или Комарово никто не поедет, поэтому целесообразно вписывать общепит в развлекательный комплекс”, – говорит Колынин. Привлекательность ресторана, по словам гендиректора компании Restcon Андрея Петракова, может повысить гостиничный комплекс, близость воды, красивая природа.

А Белый из “Тритона” уверен, что загородный общепит вполне может эффективно работать круглый год. “Стоимость жилья бизнес-класса в Петербурге уже превышает стоимость вполне приличного коттеджа за городом. Как результат мы наблюдаем рост проектов коттеджных поселков и постепенное перемещение обеспеченных людей за город, – говорит Белый. – Это делает ресторанное направление за городом все более привлекательным”. По его прогнозу, развитие ресторанов за городом будет происходить по пути комплексного освоения участков: “За городом люди отдыхают, поэтому логично, если рестораны будут частью развлекательных комплексов”.