ЦИТАТА НЕДЕЛИ


До сих пор считалось, что в стране строится вертикаль. То есть нечто больше похожее на столб, чем на футбольные ворота. Но оказалось, что как минимум к марту, когда Владислав Сурков встречался с активом Российской партии жизни, эта версия устарела. Хотя еще недавно официальные комментаторы, ссылаясь на зарубежный опыт, доказывали полезность однопартийной (или полуторапартийной) модели.

В чем же смысл разворота на 180 градусов? Сурков объявляет порочной систему, которая строится на ресурсе одной партии, но несколькими абзацами ниже признает, что “в стране уже есть двухпартийная система”: ЕР дополняется тремя парламентскими партиями “левого уклона”, набравшими в общей сложности 34%. Укрепленная Партия жизни, по мысли Суркова, должна бороться за левый электорат, но в то же время он не против, чтобы она миролюбиво соперничала с “единороссами”.

Кремлевского чиновника больше не устраивает монополизм ЕР, однако он называет позорными результаты партии на выборах в Кировской области, где она победила соперников не с разгромным счетом. И обещает оргвыводы. Тем удивительнее, что в период, когда все силы брошены на победу ЕР на федеральных выборах 2007 г., примерно теми же силами для ЕР выращивается соперник.

Ключ к разгадке новой политической интриги может быть найден не в пространных разъяснениях Суркова, а в одном маленьком шутливом замечании Владимира Путина. Он не исключил, что, уйдя из Кремля в 2008 г., возглавит оппозиционную партию. У гаранта Конституции будто бы изменилось настроение, что-то стало раздражать его в вождях ЕР. Сергей Миронов что-то такое почувствовал – и закрутилось.

Впрочем, имеют ли значение мотивы? До сих пор никто внятно не объяснял, почему вся Россия должна была объединяться вокруг одной партии. Чиновники и губернаторы верили, что так нужно. И теперь поверят, что нужно иначе. И уже верят. На старте выборов в Туве три видных “единоросса” перешли в РПЖ. Да и столичные “единороссы” на другой день после расшифровки высказываний их куратора заявили, что горячо поддерживают появление еще одного крупного партийного проекта. Борису Грызлову и его соратникам вообще не позавидуешь. Смена вех происходит с пугающей быстротой. То отращиваем партийные крылья, то обрубаем, формируем то суверенную демократию, то просто демократию. Такое здание действительно не кажется устойчивым, но не из-за своей “одноногости”, а из-за того, что его строят и перестраивают, не имея утвержденного архитектурного проекта или хотя бы его черновика.