ЦИФРА НЕДЕЛИ


$22,5 млрд. Парижский клуб закрыт

Ну да, конечно, нефть, конъюнктура, а может, промысел Божий, но Россия больше не должна Парижскому клубу. Еще пять лет назад правительство упрашивало кредиторов списать хоть сколько-нибудь из $47 млрд, напоминая, что долг-то советский, а страна сейчас только отходит от дефолта. “Мы реформы [в России] не покупаем”, – высокомерно ответил тогдашний министр финансов Германии Ханс Айхель. Отдельное спасибо немцам за 2004 год, когда они, испытывая бюджетный дефицит, выпустили облигации, обеспеченные российским долгом. Повтори такую штуку другие члены клуба, и наш долг расползся бы по рынку. И Москва взяла курс на досрочный откуп.

Можно спорить о том, стоило ли соглашаться на $1 млрд премии клубу, но теперь, когда партия против 17 кредиторов сыграна, камень в наших переговорщиков не бросишь. Общая экономия на процентах – $12 млрд, а госдолг России, доходивший до 146% ВВП, опустился до 9% ВВП – один из самых низких в мире.

С точки зрения клубных прав Россия ничего такого после сделки не приобретет. Выжимать деньги из должников сегодня неприлично, мейнстрим – прощать беднейшим. Но неявный внешнеполитический эффект все-таки есть: тыкать пальцем за незаслуженный статус России в “восьмерке” будет труднее. Понятно, что рейтинговые агентства не бросятся пересматривать суверенный рейтинг страны, но очевидно, что позиции России на рынках мировых инвестиций укрепятся. Главные конкуренты за ресурсы западных фондов – Индия, Китай, Бразилия. Расчет с Парижским клубом вкупе с макроэкономической стабильностью явный плюс и дополнительные миллиарды долларов прямых инвестиций в экономику. Положительное сальдо в $9 млрд по капитальным операциям зафиксировано в первом полугодии.

Собственно, компании пожинали дивиденды еще с прошлого года, когда Минфин только договорился о первом транше досрочных расчетов с парижанами. Доверие к России выразилось в беспрецедентных кредитах западных банков “Газпрому”, “Роснефти”, “Лукойлу”, Сбербанку – было привлечено больше $30 млрд. Не всем эта тенденция по душе. Ряд экспертов считают, что государство гасит, а госкомпании занимают направо и налево и в случае чего повесят свои долги на бюджет. Риски, безусловно, есть всегда, но то, под какой процент одалживают банки нашим компаниям, подсказывает, что в худшее они не сильно верят.