Отсрочка реформы

Год назад президент Владимир Путин поддержал идею министра сельского хозяйства Алексея Гордеева ввести госмонополию на оборот спирта в стране. Министр обещал, что это поможет бороться с производством нелегального алкоголя, на который приходится, по данным ведомства, до половины всего рынка. Весной в Госдуму был внесен проект федерального закона № 279547-4 “О внесении изменений в Федеральный закон “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции”, подготовленный при участии Минсельхоза группой депутатов из комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму под руководством Валерия Драганова. 24 мая этот законопроект был принят в первом чтении. Как стало известно “Ведомостям”, на днях президент дал на него отрицательное заключение.

Согласно законопроекту государство может создать для регулирования алкогольного рынка специальный уполномоченный орган. Спиртзаводы и алкогольные компании обязаны заранее информировать государство о “планировании объемов производства и потребления спирта” (превышать эти расчеты запрещено). Вводится также “аккредитация организаций”, закупающих, хранящих и поставляющих алкогольную и спиртосодержащую пищевую продукцию. Спиртзавод сможет отгрузить продукцию только в том случае, если покупатель представит ему банковскую гарантию на сумму подлежащего уплате акциза либо копию платежного поручения, подтверждающего факт уплаты акциза. В ситуации, когда спиртзавод в течение 90 дней после отгрузки спирта не заплатит акциз, банк-гарант обязан в течение двух дней погасить долги в полном объеме.

Президента законопроект не устроил: документ “не может быть рекомендован для принятия во втором чтении”, говорится в его заключении, копия которого имеется в распоряжении “Ведомостей”. Главный недостаток, с точки зрения президента, заключается в том, что “законопроектом по существу не вводится государственная монополия на алкогольном рынке <...> а устанавливаются дополнительные <...> ограничения и требования”, “которые к тому же не отвечают рыночным принципам регулирования экономики”. А создание уполномоченного федерального органа, который будет регулировать производство и оборот спирта, и вовсе “снижает уровень правового регулирования отношений в этой сфере”, считает президент. Кроме того, отмечается в заключении, согласно российскому законодательству “реальную государственную монополию на алкогольном рынке” можно ввести специальным федеральным законом – а не поправками в действующий.

Авторов законопроекта отрицательное заключение не расстроило: если нужно написать отдельный закон об алкогольной госмонополии, они готовы это сделать. Глава профильного думского комитета Валерий Драганов пообещал “Ведомостям”, что “уже на днях приступит к работе”: в связи с замечаниями президента, по его словам, “данный вопрос будет рассматриваться с чистого листа”.

Производителей алкоголя заключение президента порадовало – они еще не оправились от действия первых поправок в закон о госрегулировании алкогольного рынка (смена акцизных марок, введение Единой государственной автоматизированной информационной системы учета алкогольной продукции (ЕГАИС) и т. д.). Отсрочка новой реформы компаниям на руку. “Сразу после принятия законопроекта о госмонополии в первом чтении мы говорили, что документ нуждается в серьезной доработке, – напоминает пресс-секретарь Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров. – Однако сейчас на это уже нет времени: рынок находится в очень тяжелом положении. Сегодня необходимо в срочном порядке вносить в закон о госрегулировании поправки не про госмонополию, а про функционирование ЕГАИС”. В частности, по словам Доброва, необходимо либо законодательно переносить сроки введения ЕГАИС, либо прописать в законе, что сроки вводятся постановлением правительства. И только потом возвращаться к вопросу госмонополии. Коммерческий директор группы компаний “Русский алкоголь” Вадим Касьянов считает, что “государству надо заставить работать действующий закон” (правительство как раз сейчас решает, какие именно госорганы виноваты в том, что его вступление в силу дезорганизовало алкогольный рынок). “ЕГАИС была создана для контроля над каждой бутылкой. Зачем же еще вводить госмонополию?” – недоумевает президент ТПГ “Кристалл” Сергей Зивенко.