Сумин вне подозрений


Вчера Сумин прилетел в Сочи, где его принял Путин. Встреча была очень важной для главы области, подчиненные которого стали фигурантами нескольких уголовных дел. В официальной части беседы губернатор доложил президенту о росте валового регионального продукта (7,7% в 2005 г.), об объемах строительства (в 2005 г. дополнительно введено 200 000 кв. м) и о зарплатах бюджетников. Но источник, близкий к администрации президента, полагает, что в разговоре с Путиным Сумин не обошел стороной скандал вокруг вице-губернатора Константина Бочкарева, попавшим под следствие. “Вряд ли президент будет вмешиваться, но тот факт, что он принял губернатора, уже означает его поддержку”, – полагает источник. Он обращает внимание на то, что дело заведено при генпрокуроре Владимире Устинове, и вспоминает заявления нового генпрокурора Юрия Чайки, который обращал внимание на большое количество заказных дел. Скорее всего в ближайшем будущем скандал в регионе сойдет на нет, полагает источник.

В мае областная прокуратура обвинила вице-губернатора Константина Бочкарева в превышении должностных полномочий, в частности в незаконном приобретении за бюджетные деньги предметов искусства на сумму более 180 млн руб. Речь идет о картинах, которые якобы предназначались для новой резиденции губернатора. Росохранкультура оценила их стоимость в 67,8 млн руб. Также в суде находится дело вице-губернатора Виктора Тимашова, обвиненного в злоупотреблении полномочиями при отчуждении муниципальной собственности.

Самым широко освещаемым является дело о картинах, считает лидер регионального отделения СПС Андрей Некипелов. Эту историю подхватили федеральные СМИ, а чиновники челябинской администрации объясняли преследования Бочкарева политическим заказом на губернатора. В августе от расследования дела был отстранен старший следователь областной прокуратуры Игорь Минченко. Некипелов говорит, что Сумин пользуется поддержкой всего политического спектра от КПРФ до “Единой России” и имеет хорошие отношения с бизнес-элитой.

Однако депутат Госдумы от Челябинской области Валерий Гартунг полагает, что уголовные дела в отношении подчиненных Сумина не просто инициированы его недругами, но и специально раскручены под встречу губернатора с президентом, чтобы вселить в главу области неуверенность. “Сумин – человек ранимый и близко к сердцу принимает всю эту кампанию”, – говорит депутат. Назвать возможных заказчиков дел он отказался. Однако другой источник, близкий к администрации, считает, что в кампании могут быть заинтересованы мэр Челябинска Михаил Юревич или депутат Госдумы от Челябинска Михаил Гришанков. Связаться с мэром “Ведомостям” не удалось. Гришанков назвал подобные предположения “полной чушью” – по его мнению, “картинное дело” касается хищения бюджетных средств и не связано ни с какой политикой.

По словам политолога Ростислава Туровского, в отношении Сумина была разыграна классическая схема давления на губернатора через дела в отношении его подчиненных. Ранее это успешно сработало против саратовского губернатора Дмитрия Аяцкова и ненецкого губернатора Алексея Баринова, а в последнее время та же схема раскручивается против главы правительства Хакасии Алексея Лебедя. Однако в отличие от Лебедя Кремль не склонен использовать эти дела непосредственно против Сумина, хотя и заинтересован в ослаблении губернатора столь важной области в целях лучшей управляемости. Позиции Сумина в регионе прочны и он популярен, однако местная элита, в числе представителей которой называют мэра Юревича и депутата Гришанкова, начинает готовиться к его уходу, отмечает Туровский.