Мертвый сезон уже жив


Еще пять лет назад московские клубы – даже в выходные – могли предложить посетителям лишь концерты молодых команд, зачастую поставленных в репертуар без прослушивания (к величайшей радости юных музыкантов). Редкие гастроли зарубежных артистов клубного формата устраивались исключительно из культуртрегерских соображений. Ни один, даже самый продвинутый промоутер не мог позволить себе хотя бы раз в месяц привозить артистов в соответствии со своими персональными вкусами. 2006-й оказался удачнее даже 2005-го: промоутеры, в прошлом году приглашавшие «немассовых» артистов в порядке эксперимента, в нынешнем сделали их желанными гостями. А просвещенный и искушенный зритель-меломан заполнил московские клубы.

Музыкальная жизнь не замерла и летом. «Одним из самых удачных» назвала PR-директор клуба «Б2» Алина Ключевская концерт Лидии Ланч, скандальной певицы и беллетристки, представившей свое шоу The Real Pornography. Артисты, собиравшие аншлаги в клубе Ikra –

джазовый Clarke/Duke Project и электронщик Амон Тобин, – порадовали даже искушенных меломанов. Похвалиться может и «Апельсин»: наиболее успешным, по словам его промоутера Владимира Данилова, стал концерт далеко не самой известной, но весьма харизматичной группы Toy Dolls, выступавшей в Москве при полном аншлаге. На площадке этого же клуба играли отцы этнотроники Transglobal Underground и молодые инди-американцы Animal Collective.

«Летом некоторые концерты проходят даже успешнее, чем в высокий сезон», – замечает Алина Ключевская. А Игорь Тонких, промоутер клуба Ikra, пережившего в этом году свое первое лето, вообще признался, что никакого стратегического плана на мертвый сезон у него не было, а в коммерческом плане он даже «переосторожничал». В целом все опрошенные «Пятницей» представители клубов сошлись в том, что мертвый сезон перестал быть для них угрозой. «На фоне общего концертного затишья мы получаем возможность конкурировать с опен-эйр-фестивалями – ведь у нас не бывает плохой погоды», – заметил Владимир Данилов.

Но и опен-эйры вроде «Нашествия» не спешат отойти в прошлое: любителей русского рока меньше не становится. Подтверждением тому может служить появление мероприятия-клона – фестиваля «Эммаус-2006», возникшего на месте переехавшего в Рязанскую область «Нашествия» и ставшего вторым претендентом на звание «Русский Вудсток».

Та же часть аудитории, которой надоел русский рок и одинаковые фестивали, могла ходить по выходным в Сад «Эрмитаж» на этнический фестиваль «Остров света». Или двое суток подряд слушать инди-группы со всей Европы на «независимом» Avantfest. Перестали быть аутсайдерами ежегодные хипповские «Пустые холмы» под Тарусой и фестиваль-ветеран Ethnoland в Сорочанах – удаленность от Москвы и весьма специфический формат не помешали им вести счет своим гостям на тысячи. Не каждый фестиваль мог похвастаться отборными хедлайнерами. Однако на Avantfest, где звезд не было вовсе, пришло не меньше народу, чем на «Остров света», который привез суперзвездных Jethro Tull и певицу Skin. «Мы проводим Avantfest уже третий раз, – говорит промоутер Максим Сильва-Вега. – И в этом году видны результаты. Публики становится больше».

Летом Москва получила как минимум три больших подарка: концерты Роджера Уотерса, Стинга и совмещенное выступление певицы Шакиры и группы Black Eyed Peas: впервые за долгое время на главной площади страны выступала группа, пик актуальности которой приходится не на позавчерашний, а на сегодняшний день. Правда, лето-2006 стало рекордным и по части громких отмен: не состоялись концерты Rolling Stones в Петербурге и Эрика Клэптона в Москве. Да и фестиваль «Остров света», вроде бы вполне удачно отшумевший в Саду «Эрмитаж», был лишь кратким дайджестом мегапроекта, задуманного Дмитрием Дибровым. И все же этим летом и неискушенный зритель, и привередливый меломан могли найти себе фестиваль или концерт по вкусу.