Передвижники третьего тысячелетия


Ветеринар Дэйв Клоуз из города Рейли, штат Северная Каролина, работает в собственной клинике для кошек и собак. В ней есть клетки, хирургический стол и аптека, но все же она совсем не похожа на типичную ветеринарную больницу. Клиника доктора Клоуза расположена в кузове отремонтированного грузовика Ford 1964 г., который он купил за $4500.

Клоуз решил открыть собственное дело два года назад. До этого он работал в круглосуточной ветеринарной скорой помощи, но ему надоело трудиться по выходным и пропускать футбольные матчи своих детей. “Я решил устроить жизнь так, чтобы самому выбирать, когда и сколько работать”, – говорит Клоуз. Сейчас мобильная клиника приносит ему около $55 000 в год.

Клоуза не смущает, что в одном только Рейли работают примерно 15 подобных ветеринарных клиник на колесах. Клиентов пока хватает на всех. Владельцы передвижных клиник Северной Каролины недавно объединились в ассоциацию ветеринаров, работающих по вызову, чтобы в том числе совместно разрабатывать стратегию бизнеса и делиться различными методами лечения.

Точной информацией об этом сегменте рынка услуг в США не обладает, пожалуй, никто. Маркетинговые исследования фрагментарны и неполны. Так, например, компания Packaged Facts (подразделение крупной исследовательской компании MarketResearch.com) в 2006 г. проводила исследование рынка передвижных ветеринарных клиник. Она обнаружила, что этот сегмент растет. Уже около 15% всех услуг по уходу за животными предоставляются мобильными ветеринарами. И это при том, что их услуги стоят заметно больше. Например, стрижка в мобильной парикмахерской для животных обойдется их хозяевам минимум на $10 дороже, чем в стационарной. Зато передвижные парикмахеры могут позволить себе обслуживать меньшее количество животных в день, в среднем шесть вместо восьми, говорится в исследовании Packaged Facts.

В число основных клиентов мобильных ветеринаров входят фрилансеры, неработающие матери и пенсионеры, а также те, кто работает в неудобные смены и не может с утра завезти питомца в стационарную клинику.

Рынок мобильных ветклиник развивается так динамично, что даже крупные производители товаров для домашних животных начинают проявлять к нему интерес. Например, компания Petco Animal Supplies из Сан-Диего в прошлом году купила в Лас-Вегасе передвижную ветеринарную клинику и подумывает о расширении бизнеса в других районах, говорит представитель компании.

Краткий путь к клиенту

Но, как и все мобильные предприниматели, Клоуз сталкивается с серьезной проблемой – быстрым ростом цен на горючее. Сейчас Клоуз тратит на бензин примерно в два раза больше, чем всего полтора года назад. Но поднять пропорционально плату за свои услуги он не может. Вызов не должен стоить больше $45, считает Клоуз. Бет Хэнкс, неработающая мать и владелица трех кошек из Рейли, говорит, что плата за вызов доктора Клоуза вполне разумна. “Отвезти трех кошек к ветеринару – это просто кошмар”, – говорит Хэнкс.

Чтобы бизнес по-прежнему приносил деньги, мобильные предприниматели вынуждены сужать круг клиентов. Имеет смысл работать с теми, кто способен платить больше, или с теми, к кому ехать не слишком далеко.

Именно рост цен на бензин вынудил предпринимателя Хантера Джонсона из города Тусон, штат Аризона, более тщательно просчитывать маршрут своей передвижной парикмахерской BumperCuts (для людей, а не животных). Фургончик Джонсона работает с 2004 г., и его хозяин говорит, что тогда полный бак стоил ему $80, а сейчас уже обходится в $175. Поэтому он обслуживает в основном клиентов, живущих недалеко от его дома. Он не бедствует, но расходы на бензин существенны.

В парикмахерской BumperCuts есть кондиционер, горячая и холодная вода, туалет и емкость для воды на 250 л. Кроме стрижек за $18,95 в парикмахерской Джонсона предлагают педикюр и маникюр. Среди его клиентов пенсионеры, большие семьи и руководители компаний, которых он стрижет во время их обеденного перерыва. В местах, где клиентов много, например в больнице или доме престарелых, он снижает цены. Если клиентов трое или больше, стрижка будет стоить им по $14,95.

55-летней Дженис Наац нравится, что она может позвонить Джонсону в любое время и ей не надо переодеваться, чтобы выйти из дома. “Такая парикмахерская – отличная идея, особенно в городе вроде Тусона, где полно пенсионеров”, – говорит она.

Точильный круг на колесах

Джефф Брандидж из Лавленда, штат Колорадо, приезжает к клиентам, чтобы заточить им ножи, а также осуществляет поставки для ресторанного бизнеса, в основном в районе города Боулдер. Он ожидает, что в этом году оба бизнеса принесут ему от $180 000 до $200 000. Он работает по франшизам компании The Knife Guys, расположенной в Инглвуде, штат Колорадо, и владеющей торговой маркой Rolling Stone.

В одном Колорадо разъезжает шесть фургонов с этим брендом, но Брандиджа это не беспокоит. “Рестораны здесь тоже на каждом углу”, – говорит он и добавляет, что ежемесячно обслуживает около 100 ресторанов. За заточку ножей он получает от $15 до $75 в неделю, или приблизительно $3 за нож, но основную прибыль приносит продажа товаров, выставленных в его пятиметровом грузовике, – от ножей, лопаток и кондитерских мешков до сковородок и одежды для поваров.

Брайан Бенхам, шеф-повар и владелец закусочной в Боулдере, сравнивает Rolling Stone с магазином игрушек для поваров. Брандидж обычно приезжает к нему в первую пятницу месяца и точит ножи. Параллельно Бенхам заказывает у него упаковочную пленку и мешки для мусора, потому что это удобно и Брандидж продает их дешевле, чем большинство стационарных магазинов. В такой работе Брандидж видит одно большое преимущество: он познакомился со всеми поварами на своем маршруте. “Я объездил весь Колорадо и попробовал кухню лучших ресторанов штата, – говорит он. – Я никогда не хожу голодным. Для меня это большой плюс”. А единственный большой минус связан с ростом цен на бензин. Горючее обходится ему примерно в $800 в месяц. Чтобы компенсировать расходы, Брандидж перестал обслуживать мелких клиентов – например, крошечные ресторанчики. (WSJ, 24.08.2006, Ирина Окунькова)