Ритуал важнее


Bayreuther Festspiele (ВF) – второй по статусу европейский музыкальный фестиваль (первый – Мюнхенский, тоже в Баварии), который среди своих собратьев по элитклассу отличается какой-то особой, уникальной организацией. На фестивальной карте мира Байройт символизирует прежде всего возведенный в абсолют порядок, ставший мифом.

С момента основания фестиваля, который впервые прошел в 1876 г., здесь все рассчитано на столетия вперед и, что удивительно, действительно не меняется. Новая публика и постановщики не влияют на суть: BF – это ритуал.

Амбициозный безумец Рихард Вагнер, которому счастливая звезда подарила расточительного мецената в лице последнего короля Баварии Людвига II, заложил в тишайшей немецкой провинции культ собственной личности. Интуиция гения не подвела: игра до сих пор пользуется огромным спросом во всем мире, а ее важность, недосягаемость и закрытость только подстегивают интерес.

Однако отлаженная и неизменная фестивальная система вполне позволяет даже заочно представить, что такое летний Байройт (фестиваль проходит всегда с конца июля по конец августа).

Первое. BF – это едва ли не первая капиталистическая форма собственности в искусстве: фестиваль – частное предприятие, семейный бизнес. Второе. BF – идеальная структура, где все очевидно и просто: ставится только Вагнер, только реформаторские музыкальные драмы, начиная с “Летучего голландца”. После премьеры спектакль прокатывается пять фестивальных сроков, потом год паузы и – новая версия того же названия. Вехи отсчитываются появлением свежей инсценировки “Кольца нибелунга” – того базового театрального проекта, ради которого на Зеленом холме за городом возник не очень красивый, зато акустически совершенный Фестшпильхаус.

“Кольцо нибелунга” тотального автора Рихарда Вагнера (либретто, музыка, театральный проект и первая постановка в 1876 г.) – по-немецки дотошное резюме истории новейшей европейской цивилизации, показанной от рассвета до заката. Оно стало базовым для культуры ХХ в. (ответ – “Гибель богов” Лукино Висконти). Как и на всей планете, его воплощение равно манифесту, замаху на создание современной картины мира. Наконец, постановка “Кольца” в Байройте автоматически означает этапы эволюции театра.

Как развивалась европейская сцена ХХ в., можно проследить по постановкам “Кольца” на вагнеровском фестивале, который при всей своей консервативности все-таки умудрялся звать на воплощение этого проекта знаковые фигуры. Коротко эта эволюция выглядит так.

Иллюзионный стиль XIX в. со всеми дотошными реалистическими подробностями (копья, шкуры, скалы и реки), воплощенный в мировой премьере (1876 г.) самим Вагнером.

Чистая сцена с лаконичными выразительными деталями (стена, решетка) и светом, имеющими символический смысл, – постановка внука композитора, режиссера и сценографа Виланда Вагнера совместно с Караяном (1951 г.).

Знаменитейшая юбилейная (в 1976 г. к 100-летию “Кольца”) постановка Патриса Шеро, вплавившего миф в жизнь вагнеровской эпохи (верховный бог Вотан с копьем в шелковом домашнем халате композитора). Эта работа стала азбукой современного театра.

Постановка Юргена Флимма (2000 г.), куда был свален весь ХХ в. – от Чехова (любовь Зигмунда и Зиглинды в “Валькирии” зарождалась в белом дачном пространстве) до глянцевых журналов, воспевающих культ тела (рейнские русалки в купальниках).

Пока шло это предпоследнее “Кольцо”, на новое ожидался Ларс фон Триер, которого в итоге (редкий сбой в системе Байройта) заменил маститый немецкий драматург Танкред Дорст, дебютировавший как оперный режиссер.

“Кольцо”-2006 показывает, что в возрасте патриарха не стоит осваивать новую профессию и что сегодня Байройт не готов к программным заявлениям. Самое печальное: если на важнейший театральный проект мира приглашается случайное лицо, это говорит не только о кризисе Байройта, но и о кризисе театральных идей в мире.

Основная мысль инсценировки – миф существует внутри нашей реальности – отработана немецким театром до блеска в больших и малых оперных домах. Обсуждать постановку, тактично суммирующую разные версии “Кольца” и даже не претендующую на новые выходы, не имеет смысла. Однако репутация Байройта, как и мировой спрос на его продукцию, пересмотру не подлежат: масштаб Рихарда Вагнера, поддержанного статусными певцами, дирижером (немец Кристиан Телеман) и всем фестивальным антуражем, говорит о том, что в немецкой системе ритуал может быть важнее художественного результата. В конце концов, можно сделать так, как перфекционист Вагнер: страдая от того, что его духоподъемную музыку портит материальная бутафория, он в театральной ложе закрывал своим друзьям глаза.