Гений оптом


В реальности оперный Моцарт представляет собой всего несколько репертуарных для Запада названий. Абсолютный хит – зингшпиль (опера на немецком языке с диалогами) “Волшебная флейта”, которую в немецкоязычном пространстве знают буквально наизусть. После нее следует “Похищение из сераля”, тоже зингшпиль. Далее по популярности идет так называемая Да Понте-трилогия на итальянском (итальянский аббат Лоренцо да Понте – либреттист Моцарта): “Свадьба Фигаро” по Бомарше, “Дон Жуан” и “Так поступают все женщины”. Замыкают список сочинения, написанные в старинном и уже почти вымершем ко времени Моцарта жанре оперы-seria (серьезной оперы), тоже на итальянском: поздняя опера “Милосердие Тита” про римского императора, представленного образцом благородства, и “Идоменей, царь Крита” на один из многочисленных сюжетов из Троянского эпоса. Совсем редко, но все же появляются скучноватый “Луций Сулла” (написан в 16 лет) о другом римском императоре, представленном диктатором, и “Митридат, царь Понта” (написан в 14 лет) – оба произведения в жанре seria.

Все это, помноженное на огромное количество сценических интерпретаций в больших, средних и малых оперных домах Европы, – впечатляющий объем, который позволяет, не впадая в юбилейную экзальтацию, спокойно наслаждаться достигнутым. Благо Моцарт для Зальцбурга – обязательная часть программы летнего фестиваля: каждый год появляются по две-три постановки его произведений, рядом с которыми часто встречается Рихард Штраус (один из основателей фестиваля), возникают раритеты ХХ в. (в последние годы – Корнгольд и Шрекер) и стал пробиваться мейнстрим (в прошлом году – “Травиата” Верди).

“Моцарт-22” – прощальный проект нынешнего интенданта фестиваля, композитора Петера Ружички (со следующего года на этом посту его сменит режиссер Юрген Флимм). За пятилетку, прошедшую после того, как Зальцбург оставил Жерар Мортье (ныне интендант Opera de Paris), SF превратился из элитарного фестиваля, олицетворяющего современные театральные поиски, в демократичное мероприятие, где среди продуктов массового спроса мелькали отдельные художественные удачи вроде “Дон Жуана” (2002 г.) в постановке Мартина Кушея с филигранной музыкальной работой (дирижер – Николаус Арнонкур) и прекрасным составом солистов. Кроме того, в том “Дон Жуане” состоялся зальцбургский дебют Анны Нетребко, оказавшийся рождением ее масс-медийного образа, в котором сочетались оперная певица и гламурная фотомодель.

Следствием вспыхнувшего тогда ажиотажа, вызванного брендом “Анья”, сегодня воспринимается постановка “Свадьбы Фигаро”, где Нетребко, одетая в скромное черное платье с белым фартуком, играла горничную Сюзанну, на пути к замужеству со слугой Фигаро увлеченную бешеным романом с его патроном. “Свадьба Фигаро” состояла из тех же ингредиентов, что и “Дон Жуан”: продуманная до мелочей постановка (режиссер – Клаус Гут), посвященная волшебной силе Эроса, тщательная оркестровая выделка венских филармоников с Николаусом Арнонкуром, прекрасный состав певцов с лидером – Кристине Шефер в роли Керубино. “Свадьба Фигаро” – главная и самая дорогая постановка фестиваля (максимальная цена билета на премьеру – 600 евро, на следующие спектакли – 400). Плюс воплощение нового зальцбургского тренда, представляющего Моцарта медийным лицом: “Свадьба Фигаро” шла в прямой трансляции по европейскому телевидению.

Остальные постановки главных названий Моцарта представляли сумму достижений разных лет (“Похищение из сераля” и “Милосердие Тита” из 2003 г., “Так поступают все женщины” из 2004 г.), свидетельствуя о кризисе театральных идей: сегодня содержательная конструкция “Дон Жуана”-2002 кажется недосягаемой высотой, как и эмоциональная ажурность предыдущей “Свадьбы Фигаро”, поставленной Кристофом Марталером в последний год руководства Мортье (2001 г.).

Постановки не главных названий Моцарта лучше обойти молчанием. Из уважения к гению, начавшему производить музыку в младенческом возрасте, и из уважения к его родине – Зальцбургу, все-таки находящемуся в статусе первой оперной площадки мира.