Inchcape покупает “Аксель Кар”


Английский автодилер Inchcape приобретет мажоритарную долю в бизнесе петербургского продавца Toyota и Lexus “Аксель Кар”, входящего в группу “Олимп”, говорится в сообщении пресс-службы Inchcape. Активы “Аксель Кар” будут переданы СП, в котором 75,1% будут принадлежать британцам, остальные 24,9% долей – акционерам “Аксель Кар”. За это Inchcape заплатит 38 млн фунтов стерлингов ($72,4 млн), отмечается в релизе.

“Переговоры с Inchcape начались около полутора лет назад”, – вспоминает член совета директоров “Аксель Кар” и “Олимпа” Михаил Концерев. По его словам, деньги от продажи бизнеса получат акционеры “Аксель Кар”, крупнейшим из которых является председатель совета директоров “Олимпа” Евгений Войтенков. В собственности СП будет два автосалона (на улице Руставели и Пулковском шоссе), а также права аренды шоу-рума на Петроградской стороне.

Интерес Inchcape к петербургскому рынку британцы объясняют его величиной – он второй (после московского) по объему в России, в первом полугодии 2006 г. в Петербурге было продано около 36 000 иномарок, это примерно 9% от общероссийских продаж. Долю Toyota на рынке иномарок в России британцы оценили примерно в 10%, Lexus – в 1%. В 2005 г., по данным дилеров, в Петербурге было продано 9500 машин Toyota (в 2004 г. – 7457). Концерев уверяет, что “Аксель Кар” продает около 600 автомобилей в месяц, что составляет примерно 50% питерского рынка Toyota/Lexus. Цифру подтвердил и сотрудник “Тойота центр Автово”. Сделка будет закрыта до конца года после ее одобрения российским антимонопольным ведомством.

“Аксель Кар” не первое приобретение Inchcape в России. В марте этого года было объявлено о создании СП британцев (51% в уставном капитале) и группы компаний “Независимость” (49%). Компании совместно договорились инвестировать около $35 млн в строительство двух новых центров по продаже и обслуживанию Toyota на юго-востоке и юго-западе Москвы, открытие которых планируется во второй половине 2007 г.

Участники рынка считают сделку взаимовыгодной. “Дилер получит более дешевые по сравнению с кредитными деньги, а иностранцы – выход на новый рынок. Число таких сделок на рынке автодилеров будет расти год от года, ведь для строительства новых и модернизации существующих центров, повышения качества обслуживания компании-дилеры нуждаются в средствах”, – рассуждает Валерия Никифорова, директор по маркетингу и рекламе ГК “АвтоСпецЦентр” (дилеры Audi, Nissan, Infiniti, Skoda). А Михаил Логутенко, гендиректор компании “Лаура” – петербургского дилера GM, удивлен суммой сделки. По его словам, Inchcape значительно переплатила за бизнес “Аксель Кар”: на “деньги, которые получат Войтенков с партнерами, можно построить пять новых дилерских центров”.

Участники рынка считают, что Inchcape особенно заинтересовалась дилерскими бизнесами Toyota в России после того, как производитель объявил о планах по строительству своего завода в России. “Раньше Россия считалась третьесортным авторынком, но после того как сюда начали приходить производители, иностранные дилеры резко изменили отношение к стране”, – считает Логутенко. “После этой сделки будет неудивительно, если в страну придут европейские дилеры GM или Nissan”, – вторит ему руководитель другого петербургского дилера.