Одиннадцатый лишний


Хотя официально такая статистика не ведется, известно, что за последнее десятилетие число экстернов в столице увеличилось в 20 раз. Приятели, из года в год лет расхваливавшие заслуженную московскую гимназию № 1567, в которой учился их сын, перед одиннадцатым классом все-таки решили перевести его в экстернат. Молодой человек собрался поступать в МГИМО, будет заниматься с репетиторами. Школу, к которой он по-настоящему привязан, в полном объеме ему не потянуть.

Без сна и отдыха

Предельная нагрузка для одиннадцатиклассников – 36 уроков в неделю, а на практике их бывает 40–45. То есть при шестидневной учебной неделе у них каждый день по 7 с половиной уроков. Плюс подготовка в вуз. Перегрузка страшная и ничем не обоснованная: всего знать нельзя, да и не нужно. А о кардинальном пересмотре школьных программ уже давно никто не вспоминает. Дети, которые не умеют халтурить, занимаются практически круглосуточно. Коллега-журналист рассказывал про своего сына – тогда еще десятиклассника: заходишь в его комнату в 4 утра – он сидит за уроками. Дай бог, в 5 ложится спать. Если сменить форму обучения, таких стрессов можно избежать.

Обычный экстернат

Это программа, позволяющая заниматься самостоятельно и приходить в школу только для сдачи экзаменов. По распоряжению московского Департамента образования экстернат во всех школах должен быть бесплатным. Родителям нужно написать заявление на имя директора школы с просьбой перевести их ребенка на заочную форму обучения. Подростки, не посещающие уроки, имеют право брать необходимые учебники в школьной библиотеке, участвовать во всех лабораторных работах, олимпиадах и тестированиях, проводимых школой. В набор услуг, оплачиваемых департаментом, входят две консультации перед каждым экзаменом, лабораторные занятия и сами экзамены. Существенное неудобство – ученик все экзамены сдает летом, в те же дни, что и его товарищи, ежедневно посещавшие школу (то есть он не может освободить время для подготовки в вуз).

Школы нового типа

Сегодня в Москве появилось около 50 очных школ, в которых предметы по выбору можно сдать экстерном. Освоил, например, за лето (осень, зиму) самостоятельно курс физики, а осенью (зимой, весной) сдал ее. Тогда в течение года на физику можно не ходить. Для этого родители должны написать соответствующее заявление. Некоторые дети сдают экстерном по пять предметов. Так школы, заинтересованные в том, чтобы не потерять своих лучших учеников, добиваются поставленной цели. Им это еще и выгодно: по существующему положению ушедшие в экстернат не финансируются как учащиеся этой школы. Ведь для того, чтобы получить деньги на экстерна, школе нужно написать гору бумаг (не каждый директор будет этим заниматься). Если же ребенок – частичный экстерн, его финансируют как обычного ученика.

Интенсивный подход

Большинство сегодняшних старшеклассников привлекает другая разновидность экстерната, при которой сроки обучения сокращаются вдвое, – так называемый интенсив. Такую возможность предлагают школы, имеющие лицензии на оказание дополнительных образовательных услуг (на платной основе). Эта форма обучения дает право выпускникам еще до Нового года «скинуть» часть предметов. В Москве сегодня около 70 таких школ. В группах интенсива ученики должны учиться три-пять дней в неделю в зависимости от программы; приходить на лекции или семинары и делать домашние задания.

Интенсив бывает двух видов. В первый принимаются десятиклассники, которые хотят за год пройти программу 10-го и 11-го классов. Всем понятно, почему такой вариант пользуется особой популярностью среди мальчиков: они стремятся закончить школу пораньше, чтобы иметь запасной год перед армией для поступления в институт.

Второй вариант интенсива – ускоренный. Он рассчитан на одиннадцатиклассников и позволяет им за 4 месяца (с октября по январь или с февраля по май) завершить учебу в школе, сдать большинство экзаменов и оставшиеся полгода спокойно готовиться к поступлению в вуз. Лишь два обязательных предмета – математику и сочинение (или изложение) им приходится сдавать в начале июня вместе с другими выпускниками. По окончании экстерната государственной школы выдается обычный аттестат без каких-либо пометок.

Стоимость интенсива колеблется от 500 до 1000 у. е. Индивидуальные консультации у преподавателей оцениваются в 10–25 у. е., в группах существенно дешевле – 100–150 руб.

Индивидуальный план

Есть школы, работающие по индивидуальным планам, скажем, открытая школа № 27 на Разгуляе, которая выросла из вечерней школы. Здесь учатся дети, которые твердо знают, кем будут: спортсменами, танцовщиками, актерами. И просто те, кто нацелен на углубленные занятия по определенным предметам. Сюда необязательно ходить каждый день; можно спланировать, как будешь сдавать зачеты: утром или днем; три раза в неделю или один. Можно, например, сдать сразу алгебру или английский за полугодие и спокойно заниматься другими предметами. При этом школьникам прочитывают несколько установочных лекций, устраивают лабораторные работы. Некоторые дети считают, что в такой школе учиться труднее, чем в обычной: там тебя спросили, и неделю ты спокоен (этот предмет можно не учить), а здесь приходится сдавать весь материал.

Удаленный доступ

Интересно, что в экстернате можно заниматься и дистанционно. В интернет-школе «Просвещение.ru» сейчас учатся более 3 тысяч старшеклассников из 67 регионов России, стран СНГ и дальнего зарубежья, включая Японию и Канаду. Здесь можно получить не виртуальный, а вполне реальный аттестат, а можно подписаться на какой-то один предмет и изучать его как на подготовительных курсах. Такая форма образования подходит для тех, кто живет не в России; для инвалидов; для подростков, по разным причинам не вписывающихся в школьные рамки.

Евгения Абелюк, методист по литературе в «Просвещение.ru», считает, что методы удаленного обучения можно с успехом применять и в обычной школе. «Я работаю также в лицее «Воробьевы горы» и хорошо знаю, как трудно научить детей аргументированно доказывать свою точку зрения, писать логично, без речевых ошибок. Для того чтобы с этим справиться, я стала использовать компьютер и e-mail. Ребенок присылает мне работу, я проверяю ее, задаю по ней вопросы, подчеркиваю то, что мне не нравится, и отсылаю все это ученику обратно. Результат фантастический (у нас ведь учителя не пишут даже развернутой рецензии на сочинение, а тут анализируется каждое слово)».

Практика

В обычный экстернат можно подать заявление в любой момент, а интенсивы обычно начинаются в октябре или январе (перед этим туда нужно записаться). Есть экстернаты (например при вечерней средней школе № 19 у старого Птичьего рынка), где занятия начинаются 1 сентября, проходят каждый день (кроме выходных), с 10 утра до половины четвертого. Там два класса заканчивают за год. В такие учебные заведения записываются заранее.

Опасение некоторых родителей, что вузы не слишком охотно принимают выпускников экстернатов, в корне ошибочно. По словам Игоря Федорова, ректора Московского государственного технического университета им. Баумана, «если абитуриент хорошо сдал вступительные экзамены, то для нас не имеет значения, в какой форме (очной, вечерней, экстерном) он закончил школу. Главное – уровень его знаний».

Документ

«Получение общего образования в форме экстерната предполагает самостоятельное изучение экстерном общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования с последующей промежуточной и государственной (итоговой) аттестацией в общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию. Экстерн – лицо, самостоятельно осваивающее общеобразовательные программы, которому предоставлена возможность прохождения промежуточной и государственной (итоговой) аттестации в общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию».

Из Положения Министерства образования о получении общего образования в форме экстерната.