Окно в мечту


«Хочу такой дом», – подумала мерчандайзер Виола Попова, рассматривая сумку в крохотных домиках на итальянской рождественской витрине. На встречу с корреспондентом «Пятницы» Виола, ответственная за имидж компании Sasсh на российском рынке, пришла с той самой сумкой в домиках. «Моя мечта сбылась.

Я купила дом. Очень похожий на эти, –

сказала Виола, показывая на сумку. – Это была хорошая витрина».

А на автора этих строк, например, сильное впечатление произвели окна бутика Антонио Марраса в Петровском пассаже. Перед открытием магазина Маррас, как сумасшедший, носился по Измайловскому рынку, искал винтажные рамы, старинные предметы, огромные бутыли, чтобы превратить бутик в маленький театр. И в итоге превратил. «Витрина не демонстрация товара, – считает дизайнер. – Люди должны забывать про одежду и покупки, переноситься в другой мир, как в сказку».

Одни витрины более функциональны, другие менее. Где-то выставляют товар, и покупатель реагирует непосредственно на продукт. А кто-то может себе позволить делать имиджевые витрины. Например, Gucci не нужно выставлять все, что у них есть. Они и так узнаваемы. Могут показать один башмачок – и этого достаточно. Такой имидж будет работать на узнавание марки, а не на продукт.

Произведения искусства

Бывает, витрина так сложно

устроена, что напоминает арт-объект. Например, при оформлении московского бутика James была выбрана тема «Музыка», навеянная майками с принтом Rolling Stones из летней коллекции Comme des Gar?ons. В витринах появился макет огромного магнитофона с катушками и подсветкой. А из динамиков звучала музыка в стиле ретро. Для магазина это удивительный прием, такое даже в Лондоне редко встретишь.

Нечто похожее в Москве делает дизайнер мультибрендовых бутиков «Траффик» и UK-Style Алексей Сорокин. Для него арт-высказывание –

важнейшая составляющая каждой витрины. И он точно «выстреливает» в свою аудиторию: «У «Траффика» должна быть более теплая, европейская атмосфера, с налетом артистизма. А у UK-Style – больше хулиганства, есть место для панка». Иногда мерчандайзеры магазинов сами подают хорошие идеи. «В прошлом году, –

рассказывает Сорокин, – они заметили, что почти все дизайнеры сделали одежду, напоминающую о классической английской охоте. И у нас возникла тема New Hunters («Новые охотники»). Мы тогда использовали эту тему и для витрины, и для инсталляций внутри. Были вырезаны силуэты охотников, собак, оленей, выросли камыши».

В духе глобализации

Московские магазины высокой моды, как правило, оформляются в соответствии с указаниями из главного офиса. Например, в Домe Herm?s система такая: раз в год в Париже собираются все партнеры и представляется концепция бренда на следующие два сезона, задаются ключевая тема и цветовые решения. Затем каждый магазин продумывает свой вариант

оформления с учетом заданной темы.

В этом году была предложена концепция «Воздух Парижа». Поэтому в группе визуального мерчандайзинга компании «ДжамильКо», которая представляет интересы Herm?s на российском рынке, была разработана следующая интерпретация темы для московского бутика: художник нарисовал четыре оригинальные картины с разными улицами Парижа. Затем картины были отсканированы. Получившиеся изображения разделили на пазлы, к ним добавили манекены, фирменные вазы, игрушки, тарелочки – получились ни на что не похожие витрины Herm?s. «Настоящая авторская работа,

100% artwork», – прокомментировали в офисе компании.

У мультибрендов, наоборот, задачи другие: каждый раз нужно придумывать новую концепцию и воплощать ее в жизнь. Например, в ЦУМе, принадлежащем компании Mercury,

внешние витрины отражают основные модные тенденции сезона и, главное, создают нужную атмосферу. Дорогие манекены, которые могут наклоняться, облокачиваться, сгибать руки-ноги; канделябры, голуби, резная мебель, балдахины – все это соответствует мировым тенденциям смешивать в витрине красоты интерьера с дизайнерской одеждой.

В магазинах Bosco оформление витрины разрабатывается с учетом стилистики конкретного товара.

«У нас итальянский подход, – говорит Ольга Алешкина, руководитель отдела оформления стиля Bosco di Ciliegi, –

то есть нужно сделать и красиво, и интересно, и практично. Правда, уличная витрина может быть гораздо более декоративной». Не так давно в витринах ГУМа, выходящих на Красную площадь, красовались консервныe банки с соленьями-вареньями, будто закрученные на зиму, – эту витрину до сих пор многие вспоминают, уж очень она была трогательная.