Смена ориентации


Когда в конце 1990-х годов дизайнер Шэрон Марстон начала создавать светящиеся скульптуры из проволоки, стекла и ткани, их покупали в основном отели, магазины и рестораны. Никто не мог предположить, что эти вещи найдут себе место в жилых интерьерах. Но прошло не так много времени, а Марстон и другие художники, работающие в этой области, завалены заказами от частных лиц. «Те, кто ко мне обращается, – говорит Шэрон,– обладают воображением и ищут что-то новое».

Световые объекты Марстон стоимостью от 10 до 200 тысяч долларов появились в домах по всему миру. В прошлом году Дэвид Райторн, директор компании Systems Solutions, и его жена Сью переехали в новый дом в Дублине и затеяли ремонт. Когда строительные работы были завершены, стало очевидно, что двухэтажному атриуму нужно соответствующее освещение. Райторны, вдохновленные дизайном, который Марстон сделала для местного торгового центра, отправились в ее лондонскую студию и потратили 50 тысяч долларов на две световые скульптуры.

Почему же частные покупатели заинтересовались предметами декора, изначально предназначенными для публичных мест? Большую роль в этом играют музейные выставки, представляющие светильники как произведения декоративного искусства. В 2004 году экспозиция Brilliant в Музее Виктории и Альберта демонстрировала работы дизайнеров Шэрон Марстон, Инго Маурера, Торда Бунтье, Пола Коксиджа. Стало очевидно, что это вполне практичные элементы интерьера. В этом году в лондонской Hayward Gallery прошла ретроспектива американского художника Дэна Флавина: на ней были представлены его флуоресцентные трубки-светильники.

Неоновые инсталляции особенно популярны среди покупателей, ориентированных на современный дизайн. Джули Льюис, администратор панк-группы, тоже очарована искусством света. Она купила неоновый светильник от Эбигейл Фоллис в виде фраз «I love you и I’ll ‘ave you», которые загораются поочередно красным светом. «Это забавно, остроумно и просто красиво, – считает Льюис. – Я люблю неон за то, что он выглядит гламурно и одновременно дешево». Светильник, который стоил 4 тысячи долларов, явно был создан под впечатлением от вывесок порносалонов в Сохо, но, тем не менее, в столовой Льюис он смотрится идеально. «Мне было нужно немного рассеянного света в этом углу столовой: так, чтобы люди не оступились», – говорит Джули.

Для тех, кто ищет что-то большее, чем просто мягкий свет, есть светоизлучающие диоды. Соланж Азагури-Партридж, дизайнер ювелирных изделий, давно покупает разноцветные светильники Джереми Лорда. «Жить без цвета скучно», – признается она. Работы Лорда – это модули из сотен разноцветных светодиодов, которые он программирует на включение и выключение в определенном порядке, как музыку. Первую панель Азагури-Партридж приобрела, чтобы осветить свою парижскую квартиру.

«Я повесила ее на стену напротив дивана и, вместо того чтобы пялиться в телевизор после тяжелого рабочего дня, просто сидела и завороженно смотрела на меняющиеся цвета», – говорит она.

Вопрос, как далеко пойдут любители световых скульптур, остается открытым. Художник Брюс Мунро говорит, что превыше всего ставит функциональность. «Альбомы с эскизами у меня всегда под рукой, – рассказывает Мунро. – Я вдохновляюсь домами и природой. Вот нарисовал невероятный эскиз освещения, который хочу воплотить в жизнь».

(FT, 26.05. 2006)

Sharon Marston, www.sharonmarston.com

Paul Cocksedge, www.paulcocksedge.co.uk

Trolley Gallery, www.trolleynet.com

Eyestorm, www.eyestorm.com

Jeremy Lord, www.colourlight.com

Bruce Munro, www.brucemunro.co.uk