Только для европейцев


Если вы наберете в адресной строке браузера att.com, то попадете на сайт корпорации AT&T. Но вы ошибаетесь, если думаете, что адрес att.eu тоже имеет какое-то отношение к американскому оператору фиксированной связи: его владелец – не слишком известная польская компания ATT, которая содержит всего 70 сотрудников и выпускает инструменты для скотобоен. AT&T подала заявку на адрес в европейской доменной зоне на два месяца раньше, чем ATT, но ее заявка была отклонена. Представитель контролирующего домены в зоне .eu агентства EuRid пояснил, что заявка AT&T “была составлена с ошибками”, но отказался уточнить, в чем они заключались. Глава польской ATT Артур Томчикевич уверен, что его компания имеет полное право на домен att.eu.

AT&T не единственная американская корпорация, столкнувшаяся с проблемами при попытке зарегистрировать домен в зоне .eu. Зафиксировано уже несколько случаев, когда при наличии двух конкурирующих заявок на одно и то же доменное имя предпочтение отдается менее известным европейским претендентам, а более известные вроде корпорации Hertz получают отказы. Американские компании крайне недовольны происходящим: по их мнению, европейцы получают незаконное преимущество. Навести порядок в домене .eu было поручено Пражскому суду, который рассматривает коммерческие споры. Только этот суд способен провести полноценное разбирательство с ведением слушаний на языках всех заинтересованных сторон, убежден представитель EuRid Патрик Линден.

Каждой европейской стране давно выделена своя национальная доменная зона первого уровня. Зона .eu была призвана дополнить эту систему и поспособствовать общеевропейской интеграции, но процедура распределения имен в ней оказалась сложной. На первом этапе к аукциону допускались лишь компании, ведущие бизнес в Европе и зарегистрировавшие здесь торговые марки. Регистрация началась утром 7 декабря 2005 г., и за первые три часа было распределено около 100 000 доменов второго уровня (например, domain.eu). Впоследствии выяснилось, что компания Eurostar, занимающаяся международными железнодорожными перевозками, проиграла менее известной нидерландской Eurostar Diamond International, а американская IT-корпорация EDS не сумела получить домен eds.eu, поскольку чуть раньше он достался крохотной итальянской фирме EDS SRL, производящей противопожарные датчики, со штатом 15 человек. “Теперь адрес наш, и мы гордимся этим”, – радуется сын владельца EDS SRL Паоло Помоле.

Более 20% заявок были отвергнуты из-за технических погрешностей. Например, посольство США в Брюсселе подало заявки на получение доменов USEmbassy.eu и USA.eu, но получило отказ, поскольку его бельгийский провайдер указал в документе, что заявитель – бельгийская, а не американская организация. Представитель посольства сообщил, что его ведомство не будет обжаловать отказ, чтобы не тратить время и средства. А медиакорпорации Dow Jones, издающей, в частности, газету The Wall Street Journal, не сразу удалось зарегистрировать домен wallstreetjournal.eu. В торговой марке газеты присутствует артикль The, а в доменном имени – нет, объяснил европейский регулятор причину отказа. Позже Dow Jones все же удалось получить домен wallstreetjournal.eu, а заодно и thewallstreetjournal.eu.

В ходе распределения доменов было немало злоупотреблений. Некоторые фирмы добивались статуса регистрационного бюро, чтобы захватить несколько тысяч доменов якобы от имени своих дочерних компаний. Глава американской регистрационной компании Go Daddy Group Боб Парсонс утверждает, что у трети из 1500 регистраторов, которые приобрели имена с расширением .eu, даже не было собственных сайтов. Линден признает, что предотвратить спекуляцию доменами не так просто. Правда, недавно EuRid заблокировала 74 000 доменов, которые были зарегистрированы четырьмя сотнями разных фирм, но принадлежат, как оказалось, всего трем. (WSJ, 30.08.2006, Александр Силонов)