Из болгар в греки


Вчера Путин прилетел в Афины, где встретился с премьер-министром Греции Константиносом Караманлисом и президентом Болгарии Георгием Пырвановым. После переговоров лидеры подписали декларацию о сотрудничестве в области энергетики, в которой отметили важность строительства нефтепровода Бургас – Александруполис. “Этот проект будет способствовать повышению энергетической безопасности Европы и снижению экологических рисков”, – говорится в декларации. До конца года будет подписано трехстороннее межправительственное соглашение, содержащее конкретные условия участия в проекте. “Позиция трех сторон: мы согласились, что в 2006 г. будет подписан договор о строительстве нефтепровода. Это важно для наших народов и экономик”, – сказал Караманлис на пресс-конференции по итогам переговоров.

Пырванов назвал строительство трубы “гарантией безопасности в стратегическом плане”. Путин отметил, что жестких условий своим партнерам по этому проекту Россия не ставит: “Мы хотим только, чтобы подобные проекты реализовывались”. Обсуждение строительства трубопровода Бургас – Александруполис протяженностью всего 277 км идет с 1993 г., напомнил он, за это время уже построены трубопроводы “Голубой поток” и Баку – Джейхан. Затягивание строительства трубопровода Бургас – Александруполис, предупредил Путин, приведет к “упущенной выгоде и в политическом, и экономическом плане”.

Однако назвать по просьбе корреспондента “Ведомостей” конкретные сроки начала строительства трубопровода лидеры трех стран не смогли. “Сейчас вам никто об этом не скажет, – пояснил президент “Транснефти” Семен Вайншток. – Это будет понятно только после подписания межправительственного соглашения”.

По словам президента “Роснефти” Сергея Богданчикова, проект открывает новые возможности экспорта в Америку и Юго-Восточную Азию. Богданчиков полагает, что контрольный пакет в проекте будет принадлежать консорциуму российских компаний, об участии в котором кроме “Роснефти” уже объявили “Газпром нефть”, “Транснефть” и ТНК-ВР. Руководители всех этих компаний прилетели в Грецию вместе с Путиным. Стоимость проекта Богданчиков оценил в $1 млрд, а запуск трубы, по его мнению, может состояться уже в 2009–2010 гг.

Бургас – Александруполис не единственный нефтепровод, строительство которого позволит обойти перегруженные проливы Босфор и Дарданеллы. Для этого был построен уже работающий трубопровод Баку – Тбилиси – Джейхан протяженностью 1767 км. А в конце прошлого года пять европейских стран – Румыния, Сербия, Хорватия, Словения и Италия – договорились построить нефтепровод, который позволит транспортировать каспийскую нефть на Юг Европы. Президент Института энергетической политики Владимир Милов отмечает, что Турция “стала мощной транзитной страной по нефти и по газу и начинает вести себя достаточно резко”, повышая транзитные тарифы.

Эксперты предупреждают, что в проекте целый ряд белых пятен. Политическая воля реализовать этот проект есть, констатирует Валентин Кунев, директор болгарской компании Balkan and Black Sea Petroleum Association. “Однако большая трудность, – говорит он, – это количество нефти, которое мы могли бы обеспечить”. Нет определенности по источникам финансирования, полагает Милов, не менее важная проблема – окупаемость проекта. “Если он будет субсидированным, будут приемлемые тарифы и, возможно, им будут пользоваться”, – прогнозирует Милов. В противном случае “есть опасность, что трубопроводом пользоваться не будут”.