Честный юрист


Еще в декабре 2004 г. карьера Мэттью Фармера, младшего партнера чикагской юридической фирмы Holland & Knight, ощутимо шла в гору. Он только что выиграл большое дело по иску к клиенту фирмы, строительной компании Pinnacle, которую обвиняли в нарушении авторских прав, за что получил горячую благодарность коллег.

Но через несколько недель после окончания дела он обнаружил счет, выставленный Pinnacle за юридические услуги. И решил покинуть компанию, в которой проработал пять лет. И если в Holland & Knight работают 1200 человек в 24 отделениях в США и по всему миру, то в его новой фирме – Cohn Baughman & Martin – всего 12. А зарплата Фармера стала на 7% меньше.

Что же случилось? Фармер обнаружил, что, по его словам, Эд Райан, партнер Holland & Knight, ответственный за выставление счетов, безбожно завышал время, потраченное сотрудниками на ведение дела. Например, в счете, выставленном клиенту, было сказано, что Фармер в первый день работы над делом потратил на исследование 6,5 часа, хотя он отчетливо помнит, что дело ему передали в конце рабочего дня и он едва ли проработал с ним больше 15 минут. Дальше – больше. Только в отношении себя он обнаружил более 60 “преувеличений”. По его подсчетам, всего клиенту пришлось переплатить за 450 рабочих часов более $100 000. И это может быть верхушкой айсберга, поскольку Фармер изучил лишь небольшую часть выставленных Pinnacle счетов на общую сумму $3,5 млн. В начале 2005 г. Фармер сообщил об обнаруженных фактах Колину Смиту, партнеру, отвечающему за соблюдение профессиональной этики, предложив уведомить о происшедшем комиссию по адвокатской этике штата. На что, по словам Фармера, получил такой ответ: “Не ходи туда. За что ты так Райана?”

Официальный ответ из Holland & Knight звучит так: “Выставленный счет соответствует ценности потраченного времени”.

После того как Фармер понял, что в фирме не будет внутреннего расследования инцидента, он покинул компанию, перейдя в менее престижную контору, и сообщил об обнаруженных фактах в комиссию по этике, где планируют собственное расследование. Между тем страховая компания, в которой была застрахована Pinnacle и которой в итоге пришлось платить по счетам, подала на Holland & Knight в суд. Однако в прошлом месяце стороны заключили конфиденциальное мировое соглашение.

“Завышение счетов клиентов за почасовую работу сотрудников – это идеальное преступление”, – говорит Уильям Росс, профессор права университета Сэмфорда. Его невозможно обнаружить, поскольку “клиент не может точно знать, три часа юрист работал с бумагами или пять”. В 1996 г. он провел исследование вопроса и обнаружил, что две трети юристов (и три четверти клиентов) знают о том, что счета раздувают. История с Фармером, говорят эксперты, уникальна, она позволяет узнать хотя бы часть правды о происходящем на рынке юридических услуг. “По общему мнению, подобных случаев стало больше, поскольку юридические фирмы – это коммерческие предприятия, которым нужно извлекать прибыль и привлекать самых лучших сотрудников”, – отмечает Стивен Гиллерс, профессор этики в школе права Университета Нью-Йорка. (WSJ, 30.08.2006, Ирина Окунькова)