Реформатор из ЮАР


Неожиданной оказалась его тема – руководство компании отправилось в поездку на грязных и имеющих криминальную славу электричках, связывающих Кейптаун с пригородами. Их оператором является дочерняя компания Transnet – Metrorail.

Экскурсия в холодных вагонах, пострадавших от вандалов, позволила коллегам Рамос составить ясное представление о том, что надо сделать для Metrorail. “Я уверена, что надо все испытать самому, – говорит Рамос. – Я хотела, чтобы моя команда поняла, что чувствуют пассажиры электричек”.

Эта история позволяет понять управленческий стиль 47-летней Рамос. С тех пор как она возглавила группу Transnet в 2004 г., ей удалось привнести живой дух частного предпринимательства в эту крупнейшую госкомпанию ЮАР.

В переполненном порту Дурбана, одном из самых крупных на Африканском континенте, куда стекаются грузы из огромного региона, она заставила своих коллег забраться на краны и заняться погрузкой стали на суда. За три года руководства компанией – а правительство недавно продлило ее контракт еще на три – она уволила немало топ-менеджеров, а некоторым пришлось уволиться самим. “Я уже потеряла счет, – говорит Рамос, отвечая на вопрос, скольких руководителей компании она уволила. – Их было довольно много”.

При поддержке правительства Рамос начала процесс выделения из Transnet непрофильных активов. В отдельную госкомпанию сейчас выделяется авиакомпания South African Airways (SAA), а активы в секторе недвижимости выставлены на продажу.

Цель перестройки Transnet – сосредоточиться на управлении грузовыми перевозками: по железной дороге, в портах и трубопроводами. В стране, где основные центры промышленного производства находятся вдали от моря, это едва ли не ключевая работа. Выполняя ее, Рамос не раз сталкивалась с непокорными менеджерами и требовательными профсоюзами, которые провели в этом году несколько забастовок и протестуют против реорганизации компании. Даже после всех преобразований в Transnet продолжают работать около 68 000 человек, что позволяет назвать дочь португальских эмигрантов одним из самых влиятельных топ-менеджеров мира.

Рамос маленького роста, говорит очень мягко. Ее супруг – Тревор Мануэль, министр финансов ЮАР и влиятельный член национального исполнительного комитета правящей партии “Африканский национальный конгресс”.

Свой темперамент Рамос впервые проявила на государственном уровне в роли директора казначейства ЮАР. Вместе с Мануэлем она создавала нынешний образ ЮАР как развивающейся страны, которой управляют профессионалы. Когда президент ЮАР Табо Мбеки назначил ее на пост главы Transnet, Рамос заняла офис на последнем этаже самого высокого здания Африки – Carlton Centre. Но здесь, шутит Рамос, у нее находится немного времени, чтобы любоваться видами Йоханнесбурга и его окрестностей.

“Эта организация за долгие годы очень хорошо научилась откладывать решение любых проблем в долгий ящик, – говорит Рамос. – Никто никогда не говорил ни о каких проблемах, пока они не превратились в настоящий кризис. С самого начала я знала, что с очень многими топ-менеджерами я не проработаю и года”.

В эпоху апартеида Transnet была прекрасной синекурой для белых. После 1994 г. это была компания без стратегии, с избытком персонала и практически неуправляемая из-за своих огромных размеров. Рамос вспоминает, что, когда она спросила руководителя железнодорожного дивизиона о конкурентах, тот ответил: “У нас нет ни одного”. Однако на самом деле железные дороги фактически потеряли рынок грузовых перевозок, уступив его автомобильным компаниям: доля железнодорожных перевозок сократилась до 10%. Для Transnet, не получающей никаких госсубсидий, это был тяжелый удар.

Проблемы были и в SAA, где менеджеры слишком увлеклись рискованными финансовыми операциями, результатом чего стали огромные убытки компании, которые пришлось принять на себя правительству.

Рамос начала внедрять в компании “серьезный менеджмент”, превращая правление Transnet во влиятельный и прозрачный орган управления гигантской корпорацией. Новый руководитель Spoornet, подразделения грузовых железнодорожных перевозок, стал встречаться с ключевыми клиентами, в первую очередь с горнорудными компаниями, производителями цемента и автомобилей.

Для улучшения работы портов был создан специальный форум из предпринимателей, председателем которого стал независимый от Transnet менеджер. Результатом его деятельности стало ускорение погрузки судов: вместо 18 часов эта процедура стала занимать два. В итоге морские перевозчики отменили 100-долларовую надбавку, которую они собирали со всех контейнеров, перемещавшихся через порты ЮАР.

Некоторые ключевые клиенты Spoornet, например крупнейший в ЮАР производитель железной руды Kumba Resources, благодарны Рамос за то, что она сумела ускорить процесс доставки их продукции на мировые рынки, где спрос на нее сейчас особенно высок. Рамос также утвердила этический кодекс поведения сотрудников, запрещающий им создавать компании, бизнес которых связан с Transnet.

Перемены понравились не всем, и Рамос столкнулась с потоком негативных публикаций в прессе. Один анонимный источник в местном деловом журнале Financial Mail обвинил ее в 2004 г. в том, что она “препятствует развитию талантов африканской расы”.

Рамос считает это обвинение несправедливым: “Цифры говорят сами за себя”. В ее команду входит множество чернокожих африканцев, а также женщин. “Некоторые менеджеры увольняются, и среди них действительно встречаются и чернокожие африканцы, и женщины, но их отставка связана с результатом их работы, а не с полом или расой”.

Сейчас пресса в основном хвалит Рамос. Она очень хорошо общается с прессой, но улыбка исчезает, когда разговор заходит о Мануэле и его роли в карьере Рамос. “Абсолютно никакой. Я думаю, что у министра Мануэля есть множество своих дел, а у меня – своих, – говорит она. – Мы всегда разделяли нашу личную жизнь и нашу работу”.

Она жалуется, что никто не задает подобные вопросы мужчинам: “Некоторым свойственно заблуждаться насчет женщин, они думают, что единственное, что могут женщины, – это завести себе мужа. Это не так”.

Рамос родилась в Лиссабоне и приехала в ЮАР ребенком вместе со своими родителями. Ее отец был строителем, семья была бедной и не могла оплатить обучение дочери в университете, поэтому она устроилась на работу клерком в отделение Barclays Bank в одном из пригородов Йоханнесбурга. Узнав, что программа обучения сотрудников банка предназначена только для мужчин, она заставила банк изменить эту политику. “Я думаю, они не знали, с кем связались”, – смеется Рамос.

В университете Рамос увлеклась политикой, стала бороться против апартеида и сейчас остается членом “Африканского национального конгресса”. Когда в 1995 г. она возглавила казначейство страны, это было “очень старомодное место”, вспоминает Рамос. Госбюджет был некомпьютеризирован и не расписан детально. Вместе с Мануэлем Рамос внедряла в стране финансовую практику по лучшим мировым образцам.

Теперь они оба считаются видными претендентами на высокие посты в международных финансовых институтах, после того как срок их нынешних полномочий истечет. С другой стороны, благодаря своим успехам в реформировании Transnet Рамос может рассчитывать и на выгодные предложения от владельцев частных компаний.

Но, отвечая на вопрос о будущей карьере, Рамос вдруг неожиданно начинает смущаться. “У меня сейчас такая большая работа, что времени подумать о том, что делать дальше, просто нет, – говорит она. – Поэтому я об этом не думаю. Уверена, что-нибудь появится”. (FT, 3.09.2006)