“Альфа” озолотилась


О том, что в августе фонд прямых инвестиций, управляемый Pamplona Capital Management, закрыл сделку по приобретению контрольного пакета немецкой Amor Group, “Ведомостям” рассказал Алекс Кнастер, бывший главный управляющий Альфа-банка и основатель Pamplona. По его словам, Amor владеет одноименной ювелирной сетью, которая сейчас насчитывает около 600 магазинов и является крупнейшей в Германии. По словам управляющего директора Amor Торстена Херниса, фонд Pamplona приобрел “значительный” пакет немецкой компании. Источник, близкий к Pamplona, уточнил, что фонд выкупил 75% акций Amor Group у ее основателя, остальные акции принадлежат менеджменту компании.

Для своих магазинов Amor, как правило, арендует 20–60 кв. м в торговых центрах. Стоимость изделий, продаваемых Amor, в среднем не превышает $100. Продукцию для сети производят по заказу по всему миру; у нее есть несколько собственных марок, главная из которых – Amor. По мнению топ-менеджера одной из столичных ювелирных сетей, контроль над Amor мог стоить до $100–150 млн. Рентабельность ювелирной торговли за рубежом, по его мнению, намного ниже, чем в России, и не превышает 15–20% (по чистой прибыли).

В ближайшем будущем сеть может появиться и в России, говорят партнеры. Хернис уточнил, что компания планирует расширяться на рынках Западной и Восточной Европы, а стратегия выхода на российский рынок будет обсуждаться в октябре. Сейчас рассматриваются два варианта – открытие магазинов собственными силами и создание совместного предприятия с российским ритейлером. Кнастер рассчитывает, что в ближайшие 2–3 года оборот Amor Group вырастет в несколько раз, в первую очередь за счет выхода на новые рынки.

По оценке гендиректора агентства “Русская ювелирная сеть” Артема Подстрешного, ежегодно в России продаются ювелирные изделия на $2–4 млрд. Доля недорогой продукции (около $100 за изделие) составляет примерно 60–70% в стоимостном выражении. Легальный рынок контролируют сетевые магазины – “Центр-Ювелир”, “Адамас”, “Алтын”, “Яшма-Золото”, “Ювелирторг” и др. Вице-президент холдинга “Яшма” (сеть “Яшма-Золото”) Роберт Мартиросян считает, что Amor не выдержит конкуренции с местными сетями. “У большинства российских сетей есть собственное производство, что дает им возможность оперативно реагировать на запросы потребителей, – объясняет менеджер. – Amor придется импортировать товар, т. е. они будут менее мобильными и получат дополнительные издержки, связанные с растаможиванием продукции”. Гендиректор “Центр-Ювелира” Сергей Алхазов говорит, что в формате Amor в России уже работает турецкая сеть Goldas – ее магазинчики представлены в торговых центрах и продают недорогие украшения. “Все-таки у нас культура приобретения ювелирных изделий в торговых моллах только появляется. Наш потребитель привык покупать такую продукцию в отдельных магазинах, с особым обслуживанием, так как это не рядовая покупка, часто связанная с определенным приятным событием в жизни”, – рассуждает Алхазов.

По словам Кнастера, российские инвесторы, которые начинали на Западе с приобретения яхт и вилл, переориентировались на вложения в зарубежный бизнес. Первой покупкой Pamplona летом прошлого года стал скандинавский автоперевозчик жидких химикатов ADR-Haanpaa с годовой выручкой более $150 млн.