Ценные кадры


В другой компании, управляемой АФК “Система”, – “Комстар – объединенные телесистемы” пенсии сотрудников никуда не переводят. “Они могут выбирать любой фонд, в том числе и НПФ “Система”, – пояснила пресс-секретарь “Комстара” Юлия Ясиновская. Услугами своего НПФ “Альфа-Капитал” пользуются и сотрудники Альфа-банка.

Полтора месяца назад повысить эффективность системы негосударственного пенсионного обеспечения решился крупнейший российский сотовый оператор – МТС. Сотрудникам предложили перевести накопительную часть пенсии из Пенсионного фонда РФ в НПФ “Система”, управляемую общим с МТС акционером – АФК “Система”. В течение 10 дней сотрудников ознакомили с документами, а руководителям дали указание обеспечить их подписание. Так как в государственный пенсионный фонд отчисления с зарплат производятся автоматически, то новый приказ был воспринят некоторыми сотрудниками как ограничение свободы. “Народ ругался, но подписывал. Однако то, что отказавшихся сразу отправляли писать заявление об уходе, – слухи, я реально ни одного отказавшегося не знаю. Все было на уровне “надо – значит, надо”, – рассказывает один из сотрудников МТС. Другой сотрудник, с которым удалось пообщаться “Ведомостям”, заявил, что просто “выбросил бумажки в корзину”.

Система работает

В МТС пояснили, что никого не принуждают. Перевод накопительной части пенсии из Пенсионного фонда РФ в НПФ “Система”, разумеется, осуществляется только на добровольной основе. Система социального обеспечения, в том числе дополнительного пенсионного, существует в МТС уже много лет, рассказывает президент компании Леонид Меламед. При переводе пенсионных накоплений из Пенсионного фонда России в НПФ “Система” МТС перечисляет на индивидуальный счет сотрудника 10% от накопленной им суммы. Это элемент стимулирования работников, так называемые “золотые наручники”, поэтому никакого принуждения сотрудников здесь нет и быть не может, говорит Меламед. По его словам, у многих крупных компаний в России и мире есть свои НПФ и собственные программы финансового стимулирования сотрудников. “Компания находится на стадии реструктуризации, и мы заинтересованы в сохранении самых квалифицированных и перспективных сотрудников, поэтому и используем современные системы стимулирования их продолжительного труда в МТС”, – отмечает Меламед.

Подобная система действует и в “Росно”, где раньше трудился президент МТС. С момента ее внедрения в прошлом году половина сотрудников “Росно” перевела свои пенсионные накопления из ПФР в НПФ “Система”. По словам Ирины Ушаковой, пресс-секретаря “Альянс Росно управление капиталов”, НПФ “Система” – один из 12 подобных фондов, с которыми “Росно” имеет контракты. По корпоративному договору с НПФ “Система” у сотрудников “Росно” также есть ряд преференций.

“Привлечение средств сотрудников в основной бизнес компании может играть серьезную роль на стадии ее формирования, – считает Павел Панин, старший менеджер отдела финансового консультирования аудиторской компании KPMG. – Но это имеет отношение лишь к малому и среднему бизнесу. Для крупных компаний с финансовой точки зрения это капля в море”. По мнению Панина, часть средств, которые страховые компании и НПФ получают от клиентов, формирует так называемые страховые резервы, которые данные финансовые институты могут инвестировать в акции, облигации и ряд других финансовых инcтрументов. Таким образом, часть полученных средств компания или НПФ вполне может вложить в акции или облигации своего корпоративного клиента.

Вопрос денег

Однако если собственным или аффилированным пенсионным фондом или банковской системой обладает относительно небольшое количество компаний, то с созданием эффективной модели распоряжения фондами заработной платы приходится работать каждой бизнес-структуре. Панин отмечает, что в последние годы сформировалась система, по которой практически все крупные компании предпочитают выдавать зарплату посредством банков. “Таким образом сами компании избавляются от необходимости иметь дело с большими объемами наличности, а банки приобретают новых клиентов”, – размышляет Панин. За примерами далеко ходить не приходится. “Росно” перечисляет зарплату своим сотрудникам в Москве посредством банка МБРР, в Московской области – банка “Возрождение”, а в регионах – Сбербанка РФ. При этом, по словам сотрудника пресс-службы компании “Росно” Татьяны Ивкиной, такая схема удобна практически для всех сотрудников – “пожелавших отказаться от этой схемы не более 1%”. Сотрудников часто привлекает возможность, пользуясь корпоративным предложением по зарплате, получать бесплатно кредитные карты того же МБРР и иметь возможность воспользоваться его кредитами на льготных условиях.

Заработать на сотрудниках еще раз можно, предложив им воспользоваться производимыми работодателями товарами или услугами. По словам Андрея Шибанова, директора по персоналу Альфа-банка, в рамках основного бизнеса сотрудникам компании предоставляются кредиты с упрощенной процедурой оформления. “Ими пользуются многие из наших сотрудников, поскольку подобные программы – очень популярный вид льгот на рынке”, – говорит Шибанов. По его мнению, эти средства служат дополнительным стимулом для повышения авторитета компании среди ее сотрудников, но доля средств работников не играет важной роли в бизнесе банка, поскольку “она чрезвычайно невелика, учитывая масштаб банка”. “Предложение вложить деньги в услуги компании зачастую может стать хорошим тестом для корпоративной культуры, – считает Сергей Пятенко, гендиректор Экономико-правовой школы компании “ФБК”. – Если сотрудники банка или страховой компании рады воспользоваться услугами собственной фирмы, значит, они ей доверяют. Что же касается использования средств работников в основном бизнесе компании, думаю, их объемы не столь важны для самого бизнеса, но имеет большое значение для формирования корпоративной культуры, точнее, для лояльности сотрудников”.

В “Росно” сотрудники имеют доступ к льготным страховым тарифам, однако, по словам Ивкиной, все они сводятся к скидке в размере агентского вознаграждения и беспроцентной рассрочке платежей и (для удобства) списанию платежей с заработной платы. При этом пользоваться или не пользоваться любыми услугами зависит от желания самого сотрудника компании. “Я сама с удовольствием застраховала авто в собственной компании, – говорит Ивкина. – Но, если даже предположить, что все 4000 сотрудников “Росно” пользуются различными нашими страховыми программами, доля их средств очень и очень невелика в основном бизнесе компании, у которой в стране более 7 млн частных клиентов и более полусотни корпоративных договоров”.