Хорошо торговле


Средний размер торгово-посреднической наценки в России составляет 23% – в полтора раза выше, чем в развитых странах, заявил вчера замминистра экономразвития Андрей Белоусов на комиссии, возглавляемой премьером Михаилом Фрадковым. Так, торговая надбавка на сахар достигает 60% в его розничной цене, а на продовольственные товары в целом – 40%, цитирует Белоусова “Интерфакс”.

Минэкономразвития тревожит не только это. Импорт машинотехнической продукции в 2006 г. составит $62 млрд – порядка 70% от объема выпуска такой продукции в России. При этом экспортируется мало машиностроительной продукции – всего 1/6 от объема выпуска, или $14,5–15 млрд, продолжил Белоусов, заметив, что вскоре “объем импорта сравняется с объемом машиностроительного производства в России”.

Поговорить вчера с другими чиновниками, занимающимися в Минэкономразвития макроэкономикой, не удалось.

Расчет суммарной величины торговой наценки, приведенной Белоусовым, мог базироваться на межотраслевом балансе за 2002 г., предполагает гендиректор Центра макроэкономического анализа и прогнозирования Елена Абрамова (аналогичный баланс за 2003 г. Росстат выпустил совсем недавно, а следующие пока не готовы). Самая высокая торговая маржа, по ее словам, в 2000–2002 гг. была при торговле нефтепродуктами, товарами пищевой и легкой промышленности – около 30%. Продавцы стройматериалов, продукции черной металлургии и машиностроения довольствовались примерно 10%, а торговцы сельхозтоварами – менее чем 10%.

Ритейлеров заявление Белоусова возмутило. “Почему бы им [чиновникам Минэкономразвития] не проверить те рынки, где меньше 10 игроков и цены действительно взвинчены”, – говорит глава сети “Магнит” Сергей Галицкий. В сетевых магазинах в 2005 г. цены выросли примерно на 6%, а инфляция в России – больше 10%, говорит Галицкий. Ритейлеры остро конкурируют с открытыми рынками и ларьками и поэтому не могут себе позволить завышать розничную стоимость товаров, говорит он. “На кофе может быть наценка 4%, а на вино – 50%”, – говорит Галицкий. О средней наценке не считает возможным говорить и гендиректор Pyaterochka Holding (сети “Пятерочка” и “Перекресток”) Лев Хасис. Ассортимент сетей может включать 40 000–

60 000 наименований, по каждому свои наценки.

Но валовая маржа у западных ритейлеров действительно ниже, чем у российских, говорит директор аналитического управления МДМ-банка Ким Искян. “Посмотрите, сок Rich на Украине продается примерно за $1, а в Москве – за $2, хотя он производится в России”, – отмечает Искян. Маржа у “Перекрестка” и “Седьмого континента” доходит до 32–35%, а по непродовольственным товарам – до 40%.

Для сравнения: у Wal-Mart валовая маржа – 24%, хотя 60% в его ассортименте – непродовольственные товары, говорит аналитик. По данным Виктории Гранкиной из “Тройки Диалог”, на западных рынках средняя валовая маржа обычно составляет 17–19%. У дискаунтеров этот показатель более близок к мировым, говорит она (у “Пятерочки” – 24%, у “Магнита” – более 17%). А вот у люксового формата “Седьмого континента” – “Пять звезд” – валовая маржа достигает 36%: находятся покупатели, готовые переплачивать.

В сопоставимых форматах маржа наших сетей и западных похожа, резюмирует Хасис. У западных торговых сетей маржа ниже благодаря открытости рынков, большой конкуренции и Интернету, позволяющему продавать товары, не ввозя их в страну, говорит экономист ING Джеймс Найтли.

С 2005 по 2009 г. машиностроительный импорт вырастет с $37 млрд до $85 млрд, а аналогичное производство в России – с $69 млрд до $88 млрд, прогнозирует Абрамова. Через два-три года их размеры могут сравняться, говорит она. За 2005 г. снижены до 0–3% пошлины на примерно 1000 позиций товаров (оборудование), говорит замруководителя департамента Минэкономразвития Андрей Кушниренко. Готовится пересмотр еще 300 позиций, добавляет он: “Если предприятие решилось на модернизацию, то ключевым фактором здесь является не цена и где сделано оборудование, а его качество”.

Рост машиностроительного импорта в последние годы вдвое обгонял рост импорта в целом, отмечает Валерий Миронов из Центра развития. А по расчетам Абрамовой, в 2005–2009 гг. машиностроительный импорт будет расти в среднем в 1,8 раза быстрее, чем выпуск этой продукции в стране. Это закладывает основу для модернизации предприятий и будущего роста, считает он. Импортируются в основном товары, по которым наша промышленность безнадежно отстала, говорит он.

Нередко чиновникам выгоднее потратить бюджетные деньги на импортное оборудование, так как “можно поиграть в откаты с поставщиками и одновременно заявить, что закупили для крестьян самое современное оборудование”, добавляет гендиректор “Союзагромаша” Евгений Корчевой.