Сбыт – заводам


“Парнас-М” закрывает девять региональных филиалов – в Ленинградской, Тверской, Белгородской, Ставропольской и Тамбовской областях, а также в Башкирии. Как передал через пресс-секретаря компании директор по маркетингу холдинговой компании “Парнас” Сергей Игнатьев, такое решение было принято советом директоров в конце июля этого года. Филиалы занимались сбытом параллельно с дочерними мясоперерабатывающими заводами в тех же регионах. “Этот шаг позволит сократить логистическую цепочку между заводом и покупателем, расширить географию и объем продаж, оптимизировать ценовую политику с учетом покупательной способности в каждом регионе”, – говорит Игнатьев. Он надеется, что объем продаж в регионах (сейчас там реализуется 43,2% продукции “Парнаса” в натуральном выражении) вырастет на 7–10%.

Гендиректор компании “Митлэнд” Дмитрий Гордеев считает, что такая реорганизация, скорее всего, не даст прироста продаж в регионах, но позволит сократить на $1–2 млн в год расходы на дистрибуцию. “Правда, только в рамках сбытового подразделения, так как теперь эти расходы лягут на локальные производства”, – уточняет Гордеев. “Как правило, сбыт, наоборот, выводится в отдельное подразделение, – удивляется директор по маркетингу Микояновского мясокомбината Андрей Хижняк. – Если передать сбыт на локальное производство, продажи будут осуществляться в интересах этого предприятия, а не всего холдинга. Такой шаг ведет к потере единой стратегии”.

Директор инвестиционного банка Trigon Capital Глеб Огнянников напоминает, что закрытие филиалов – не первая реформа в “Парнас-М”. В 2005 г. компания решила продать свою розничную сеть из восьми магазинов. По мнению Огнянникова, действия “Парнаса” абсолютно логичны. “За последние пять-семь лет операционная маржа этого бизнеса снизилась с 30–40% вдвое, а лидерство “Парнаса” уже не столь бесспорно (рыночная доля “Парнас-М”, по собственной оценке компании, снизилась с 27% в 2003 г. до 17% в 2005 г. – “Ведомости”). Компания работает над повышением эффективности”, – считает Огнянников. В 2005 г. “Парнас-М” удалось в шесть раз увеличить чистую прибыль за счет роста доли продаж премиальных сортов продукции – компания постепенно отказывается от производства колбас в низком ценовом сегменте.

“Последние пять лет компания теряет долю на рынке. Рано или поздно она может стать объектом поглощения, – считает Гордеев. – Возможно, реформа дистрибуции является попыткой улучшить показатели бизнеса и повысить привлекательность компании в глазах потенциальных покупателей”.

Огнянников напоминает, что совладельцем “Парнаса” уже около восьми лет является один из фондов ЕБРР. “Логика работы таких фондов говорит, что ему пора было выходить еще два года назад, – считает он. – В этом смысле действия компании вполне можно назвать предпродажной подготовкой”.

Управляющий директор компании “Квадрига Капитал” (управляет пакетом “Парнас-М”, принадлежащим ЕБРР) Райнхард Кохлейк говорит, что рано или поздно компания должна будет выйти из проекта. “Однако действия “Парнаса” направлены на общее разумное развитие бизнеса и не связаны с продажей”, – оговаривается Кохлейк. Первый вице-президент “Парнаса” Юрий Щербаков утверждает, что менеджмент продавать акции не собирается.