Бумажные расходы


В 2005 г. химическая корпорация Celanese для технической подготовки, печати и рассылки документации по IPO наняла финансовую типографию Merrill. Там взялись выполнить заказ Celanese за $300 000–400 000 и прислали компании счет, в котором на трех страницах были перечислены все расходы. Вскоре после IPO Celanese получила от Merrill окончательный счет – на 32 страницах и в три раза больше первоначального. Спустя еще четыре месяца старший вице-президент Merrill Джек Саймьюнек сообщил Celanese, что типография согласна отказаться от $200 000 в качестве компенсации “за любые просчеты, которые она, возможно, совершила”. После аудиторской проверки счета Merrill согласилась сократить свои требования еще больше.

У многих компаний затраты на техническую подготовку документации занимают в списке расходов третью строчку – вслед за расходами на юристов и банкиров. Но в отличие от счетов юристов и банкиров счета типографий совершенно непрозрачны, проверить их могут разве что самые искушенные менеджеры. Аналитики, занимающиеся такими подсчетами, рассказывают, что три крупнейшие финансовые типографии – Merrill, Bowne и R.R. Donnelley & Sons – иногда завышают свои расходы на сотни тысяч долларов. “Типографии намеренно стараются запутать клиентов и поэтому не приводят точной суммы расходов в окончательном счете”, – говорит бывший сотрудник отдела продаж Bowne Джон Уерт. В 2003 г. Уерт учредил аудиторскую Maverick Group Financial Print Consultants, занимающуюся проверкой финансовых типографий. По словам вице-президента Maverick Уолтера Морриса, с 2003 г. фирма сэкономила клиентам $5 млн.

Типографии считают свои методы работы правильными. “R.R. Donnelley гордится, что тысячи клиентов остались довольны ее услугами по печати финансовых документов”, – говорит старший вице-президент компании Дуг Фитцжеральд. “У нас нет сомнений в точности и правильности наших счетов, – утверждает пресс-секретарь Bowne, – а индивидуальных клиентов и проекты мы не обсуждаем”.

К услугами финансовых типографий во время IPO приходится обращаться не один раз, и в итоге потери от непредвиденных расходов оказываются нешуточными. Выбор типографии обычно доверяют юридическим фирмам, банкирам либо же фондам прямых инвестиций, финансирующим компанию. Один банкир из инвестфонда говорит, что его компания отдает заказ типографии, более щедрой на подарки, например дорогие билеты на спортивные соревнования, концерты и путешествия. В Maverick отмечают, что подчас фонды заставляют компании беспрекословно оплачивать счета, вместо того чтобы оспаривать их в суде.

В 2004 г. Volterra Semiconductor наняла Bowne для подготовки документов по раскрытию информации. Bowne оценила общие затраты в $95 000. “Дополнительные расходы могут возникнуть только в связи с требованиями третьей стороны и минимальные – при внесении изменений в документы”, – сообщил представитель Bowne заказчику. Но окончательный счет оказался почти в два раза больше, оплатить его Volterra Semiconductor отказалась, и Bowne подала в суд. Представлявший интересы Volterra юрист Майсах Джейкобс говорит, что дело завершилось мировым соглашением на сумму гораздо меньшую, чем требовала Bowne, но подробностей он не раскрывает.

Аудиторских проверок финансовые типографии всеми силами стараются избегать. На запрос Volterra Semiconductor о предоставлении документов, подтверждающих справедливость счета, Bowne ответила, что бумажные документы типография уничтожает, “чтобы избежать неприятностей с SEC в связи с хранением старых черновиков и т. д.”. R.R. Donnelley согласилась “обсуждать сокращение счета” с компанией Extra Space Storage при условии, что та “официально откажется от услуг независимых аудиторов”, говорится в письме R.R. Donnelley одному из топ-менеджеров компании. Extra Space Storage этого не сделала, и в итоге типография снизила свои требования с $702 000 на $110 000. (WSJ, 11.09.2006, Татьяна Бочкарева)