Вагоноуправляющий

В. Волков

Участники рынка приятно удивлены такой политикой РЖД. “С людьми из бизнеса “дочка” РЖД будет вести диалог, а не войну с частниками”, – надеется транспортник нефтяной компании. Для 100%-ной “дочки” госкомпании по-настоящему независимые директора – нечастое явление, радуется сотрудник Минэкономразвития. Даже “Роснефть” лишь незадолго до IPO взяла себе трех независимых директоров – предправления Barclays Capital Ханса Йорга Рудлоффа, вице-президента РАН Александра Некипелова и президента государственного Внешторгбанка Андрея Костина. А у самого ВТБ, IPO которого планируется в начале будущего года, совет директоров состоит сплошь из чиновников. В совете директоров “Газпрома”, в котором государству принадлежит всего 51% акций, лишь два из 11 мест принадлежит не чиновникам и менеджерам.

РЖД хочет создать Грузовую компанию к 2007 г. Сначала она будет 100%-ной “дочкой” РЖД, а в 2008–2009 гг. монополия планирует разместить до 49% ее акций на бирже. Это будет огромное хозяйство. РЖД, основываясь на прошлогоднем анализе Morgan Stanley, оценивала рыночную стоимость Грузовой компании в $6,4–8,9 млрд, прогнозируя ее выручку на 2007 г. в 74–80 млрд руб., EBITDA – 33,5–38 млрд руб. РЖД планирует передать Грузовой компании почти весь свой грузовой парк – 531 000 вагонов. Стоимость активов, передаваемых Грузовой компании, оценивается в 172,8 млрд руб. (примерно $6,5 млрд) – таков будет ее уставный капитал. Эта информация содержится в материалах к совету директоров РЖД, назначенному на 22 сентября, говорят два знакомых с документами источника. Среди материалов и учредительные документы новой “дочки”, включая списки кандидатов в ее совет директоров и на пост гендиректора. Это “Ведомостям” подтвердил президент РЖД Владимир Якунин.

Руководителем Грузовой компании он предложил своего заместителя Салмана Бабаева, курирующего расчеты с клиентами. Связаться с ним вчера не удалось. Он один из немногих среди руководителей РЖД одновременно и железнодорожник, и финансист, объясняет свой выбор Якунин. Кандидатура Бабаева понравилась всем опрошенным “Ведомостями” транспортникам. “Пожалуй, Бабаев – единственный человек в РЖД, который одновременно может управляться и с коммерсантами, и с железнодорожниками”, – говорит директор по транспорту холдинга “Металлоинвест” Михаил Атласов.

Кроме того, РЖД предложила отдать четыре из девяти мест в совете директоров Грузовой компании независимым директорам. Это экс-гендиректор “Ленэнерго” Андрей Лихачев, председатель совета директоров ЕСН Григорий Березкин, гендиректор группы “Северстальтранс” Андрей Филатов и советник Якунина, предприниматель Андрей Крапивин.

Лихачев с 1999 г. возглавлял “Ленэнерго”, а этим летом покинул пост гендиректора созданной на ее базе ТГК-1. Якунин еще год назад звал его в РЖД, но тогда реформа “Ленэнерго” была в самом разгаре и Лихачева не отпустил предправления РАО ЕЭС Анатолий Чубайс, вспоминает источник в окружении Лихачева. Другой его питерский знакомый напоминает, что Лихачев и Якунин – давние знакомые. В 1997–1998 гг. Лихачев работал заместителем, а потом председателем питерского КУГИ. А Якунин тогда работал начальником Северо-Западной окружной инспекции Главного контрольного управления президента.

Березкин возглавляет совет директоров группы ЕСН. Коллеги называют его талантливым управленцем, к тому же у него есть опыт реформирования компаний. За три года компания Березкина “упаковала” разрозненные активы “КомиТЭК” и в 1999 г. продала ее “Лукойлу”. ЕСН была первой независимой от РАО ЕЭС компанией, получившей в управление энергоактивы – “Колэнерго”. До прошлого года Березкин владел почти 5% акций РАО, его представители входили в комитет по реформе энергохолдинга. Но и сейчас, после продажи этого пакета “Газпрому”, Березкин сохранил кресло в совете директоров РАО.

Филатов хорошо известен на транспортном рынке, но в открытых источниках его биографии нет. Участники рынка уверяют, что он, как и председатель совета директоров “Северстальтранса” Константин Николаев, один из основных акционеров этой компании. Крапивина один из менеджеров РЖД представил “Ведомостям” как “просто предпринимателя”. Лихачев поможет Грузовой компании, используя опыт реформы “Ленэнерго”, объясняет Якунин, Березкин – просто “известный блестяще эрудированный” предприниматель, Филатов, как представитель самого крупного частного перевозчика, будет представлять интересы бизнеса. Крапивина Якунин назвал своим давним знакомым, это “бизнесмен и советник на общественных началах, разбирающийся в банковских вопросах и вопросах взаимоотношений с СНГ”. В материалах к совету Крапивин значится как представитель Межрегионального трастового банка. Связаться с представителями банка, Филатовым и Крапивиным вчера не удалось, Березкин и Лихачев от комментариев воздержались.

Чиновники Минэкономразвития и Минтранса говорят, что готовы одобрить выбор Якунина.