КОМПАНИЯ НЕДЕЛИ: “Евраз” как консолидатор


Оказаться в нужное время в нужном месте – это талант, и он есть у Романа Абрамовича. В 1999 г. под финал борьбы за контроль над алюминиевым рынком он удачно купил алюминиевые заводы у стороны, которая вот-вот проиграла бы Олегу Дерипаске. Объединив их с заводами того же Дерипаски, он стал совладельцем крупнейшей в стране алюминиевой компании – “Русала”.

В прошлом году Абрамович воспользовался готовностью “Газпрома” выложить $13,2 млрд за “Сибнефть” и продал компанию.

Теперь, видимо, настал удачный момент вложиться в акции сталелитейных компаний России, владельцы которых давно говорят о пользе консолидации, но так и не могут сделать решительного шага. Нашлись и продавцы – акционеры “Евраза” Александр Абрамов и Александр Фролов. Абрамов единственный из металлургов давно выражал готовность за хорошую цену расстаться с контролем над компанией.

Они продали Абрамовичу 41% акций компании за $3 млрд. И тут Абрамовичу опять выпал счастливый билет: на продаже был Arcelor. Абрамович хотел рискнуть более 30 млрд евро на покупку акций Arcelor. Но чтобы сделка состоялась, в нее должен был войти хозяин “Северстали” Алексей Мордашов. После объединения Arcelor с “Северсталью” и “Евразом” Мордашов бы и возглавил крупнейшую в мире металлургическую компанию.

Сделки не случилось. Но новый акционер “Евраза” прошел тест на готовность участвовать в глобальной консолидации. А Мордашов – не прошел.

Руководитель группы “Миллхаус” Евгений Швидлер прямо заявил, что новые акционеры компании, владеющие 41% ее акций, рассматривают “Евраз” как центр консолидации и ведут консультации о возможном объединении с владельцами всех крупных сталелитейных активов страны. Если они не рискнут сейчас, то не рискнут уже никогда. Ведь Абрамович в роли консолидатора хорош не только тем, что у него много денег, но и тем, что может выступить парламентером, посадив за стол переговоров не раз воевавших между собой металлургов.

Главные кандидаты на слияние – владельцы “Металлоинвеста” и “Газметалла”: они уже заявили, что после объединения собственных активов готовы к альянсам.

Хозяин Магнитки Виктор Рашников вовсю готовится к IPO и сейчас ищет банки для размещения своих акций в 2007 г. Получив оценку, самый уязвимый с точки зрения обеспеченности сырьем сталелитейный комбинат, у которого все никак не получается обзавестись активами за границей, тоже может рассмотреть предложения “Евраза”, если только 57-летний Рашников не решит, что во что бы то ни стало должен сохранить независимость.

Хозяин НЛМК Владимир Лисин, похоже, не нуждается в партнерах – он и сам был готов побороться за контрольный пакет акций Arcelor.

Впрочем, для того чтобы создать такую компанию, которая могла получиться в результате слияния Arcelor с “Северсталью” и “Евразом”, нужно объединиться всем нашим стальным магнатам. Этого ждать уж точно не стоит.