Свести баланс


Всего каких-то 10 лет назад мобильный телефон был признаком финансового благополучия и им пользовался только глава семейства. Сегодня буквально каждый второй первоклассник небрежно вертит в руках это современное средство связи. Шестилетний ребенок моментально обучит маму скачивать полюбившиеся мелодии российской эстрады, а любой школьник ориентируется в тарифах операторов сотовой связи намного лучше папы. Казалось бы, что в этом плохого? Надо идти в ногу со временем.

Вот только прогресс этот оборачивается порой финансовыми неудобствами для родителей. Ведь с распространением развлекательных SMS-серверов юные гении получили возможность скачивать мелодии, картинки, анекдоты, участвовать в голосованиях и даже играть в казино. Причем проверить, кто именно заказывает услугу: взрослый или ребенок, технически невозможно. Да и плотного SMS-общения с друзьями никак не избежать.

Тут возникает законный вопрос, а нужен ли ребенку мобильный телефон. Основной аргумент «за»: с его помощью можно экстренно связаться с родителями. «Мобильный я купила дочери не для болтовни, а для оперативной с ней связи: она сама ходит в школу и на секции, одна гуляет. Если потратит больше, чем я планировала, все равно пополняю счет: я должна быть уверена, что могу дозвониться в любое время», – говорит финансовый контролер Елена Воробьева, мама 10-летней Лизы. А преподаватель русского языка Елена Хрипунова, мама 9-летнего Коли, решает проблему по-другому: «В месяц он получает 300 рублей на счет. Если потратит больше, то телефон не будет работать до конца месяца, а он – гулять с друзьями, ведь позвонить ему я не смогу».

В Европе нашли способ избежать мотовства ребенка – повсюду продается телефон Mymo для детей 4–8 лет. Исходящие звонки ограничены пятью заранее записанными в память номерами, управляется телефон всего тремя кнопками.

(У нас его можно заказать в Интернете на сайте lintek.com.ru, цена 5400 рублей.) А еще в Британии есть детский мобильный телефон в форме медвежонка – Teddyfone. На каждой лапе – кнопка быстрого набора номера мамы, папы, бабушки и друга. Новый хит или веселые картинки тут никак не скачаешь.

Сами дети вопросами стоимости мобильных услуг озабочены мало. Правда, случается, что подростки берут на себя ответственность за траты или хотя бы за их часть. «Мама сказала, что мобильный не предмет первой необходимости, нужен – заработай. У всех подруг есть, пусть и не самые крутые модели. Я устроилась на летние каникулы курьером», –говорит 14-летняя Вика Морозова, старшая из троих детей в семье.

Некоторые операторы к финансовым терзаниям родителей относятся с пониманием. СМАРТС, межрегиональная сотовая сеть Поволжья, например, предлагает тариф, где юный обладатель мобильного выбирает пять любимых номеров: позвонить можно будет только на них.

А МТС избавляет пап и мам от финансового стресса с помощью тарифа «Детский» (правда, работает он только на Урале): в абонентскую плату входят 100 SMS-сообщений – самого популярного у детей способа общения.

Стоит признать, что мобильный телефон – это неплохой способ обучения ребенка азам бюджетного планирования. Он дает абсолютно наглядное представление о том, на что и в каком количестве тратятся деньги. «Если дочка потратит больше 30 долларов в месяц на мобильный, то доплачивает из карманных денег. Сначала все ее деньги уходили на это, а потом она научилась считать, причем неплохо для 11 лет.

И уже не скачивает все мелодии подряд, и думает, прежде чем отправлять ничего не значащие SMS-ки», – говорит владелица туристической фирмы Ирина Коврина.