“Газпром-BP”

Д. Гришкин

Покупка “Сибнефти” за $13,7 млрд только подогрела интерес “Газпрома” к нефтяному бизнесу. Руководство монополии ищет пути, как приобрести долю российских акционеров ТНК-ВР, рассказали “Ведомостям” два высокопоставленных менеджера “Газпрома”. Конкретных переговоров нет, уточняет один из них, ведь заключить сделку можно только через год – по соглашению акционеров ТНК-BP до конца 2007 г. никто из них не может продавать доли. По его словам, топ-менеджеры газовой монополии обсуждали параметры возможной сделки с российскими совладельцами ТНК-ВР и те “не против продать свои акции “Газпрому”. “Это была бы хорошая сделка для развития нефтяного бизнеса нашей компании, – объясняет топ-менеджер “Газпрома”. – Мы смогли бы вдвое увеличить добычу нефти – до 80 млн т в год, а капитализация “Газпрома” выросла бы на несколько десятков миллиардов долларов”.

Российские акционеры ТНК-BP уже обдумывают возможность продажи доли в компании, ведь с момента создания в 2003 г. из-за роста мировых цен на нефть она подорожала в несколько раз – об этом “Ведомостям” сообщили два человека, близких к российским совладельцам ТНК-ВР. Они подтверждают, что сделка обсуждается с “Газпромом”. Схема, по их словам, могла бы быть такой: либо каждый из акционеров продает часть своих бумаг монополии, либо “Газпром” выкупит всю российскую долю. Официальные представители “Газпрома” и ТНК-ВР воздержались от комментариев.

У ТНК-ВР самый большой свободный денежный поток среди российских нефтяных компаний, но велики риски, объясняет желание российских совладельцев ТНК-ВР продать свою долю в компании близкий к ним источник. По данным аналитика ИФК “Солид” Дениса Борисова, в 2005 г. свободный денежный поток ТНК-BP составил $3,8 млрд. Для сравнения: у “Роснефти” этот показатель достиг $619 млн, у “Газпром нефти” – $1,3 млрд, у “Сургутнефтегаза” – $2,5 млрд.

А главный риск – это зависимость частных компаний от государства. Источник напоминает, что ТНК-BP вот уже несколько лет не может начать добычу на гигантском Ковыктинском месторождении, потому что “Газпром” не хочет, чтобы газ Ковыкты шел на экспорт в Китай. При этом у чиновников есть право отнять лицензию на Ковыкту, если добыча не начнется вовремя. Лучше продать долю, чем лишиться ее или части активов, резюмирует он. Альтернатива – продажа части пакета ТНК-BP в ходе IPO, рассказывает он, но сомневается, что на это дадут согласие чиновники: “Скорее всего, будет указан конкретный покупатель”. Монополия согласна только на выкуп всех 50%, утверждает ее менеджер. По его словам, среди топ-менеджеров “Газпрома” пока нет единого мнения, как лучше провести такую сделку. Не ясно, кто выступит покупателем – сам “Газпром” или “Газпром нефть”, которая возьмет кредит под поручительство материнской компании. Банкирам известно о желании “Газпрома” получить половину ТНК-ВР, сообщил “Ведомостям” топ-менеджер крупного западного инвестбанка.

На такую покупку “Газпрому” придется занять несколько миллиардов или даже десятков миллиардов долларов. Исходя из нынешней капитализации ТНК-ВР, за половину нефтяной компании придется выложить не менее $20–25 млрд (капитализация “ТНК-BP Холдинга” 15 сентября в РТС составила $42,06 млрд), а когда истечет срок моратория на продажу, цена может вырасти, отмечает руководитель аналитического отдела “Атона” Стивен Дашевский. По его мнению, “игра стоит свеч”: нефтяной бизнес “Газпрома” может вырасти до размеров “Лукойла” и “Роснефти”, что даст 10–15% роста капитализации. Он убежден, что “Газпром” сможет “переварить” кредит в $25–30 млрд.

Дашевский отмечает, что, получи “Газпром” долю в ТНК-BP, многие проблемы компании решились бы: она запустила бы простаивающее Ковыктинское месторождение, не пришлось бы делить “Славнефть”. Но он не уверен, что под управлением “Газпрома” компания останется эффективной. Чиновник, близкий к совету директоров “Газпрома”, сомневается, что “Газпром” сможет эффективно управлять нефтяной отраслью, пока не навел порядок внутри компании. Так считает и чиновник антимонопольной службы, отметив, правда, что формальных оснований препятствовать такой сделке у ФАС нет.

Представитель “Роснефти” отказался от комментариев.